С мест идут тревожные вести. Бригады, вернувшись из кантонов, подтверждают наличие непосредственной угрозы, нависшей над начинающимся на-днях новым учебным годом — первым годом решительнго социалистического наступления на фронте борьбы за всеобщее обязательное начальное обучение.
Деревня не вовлечена в практическую работу по всеобучу. Ни общественность, ни органы народного образования на местах не учли «первостепенного политического значения на данном этапе введения всеобщего начального обязательного обучения» (из постановления бюро ОК ВКП(б) о всеобуче) и соответственно не перестроились. Комсомол, профсоюзы — все еще в стороне.
Недопустимой спячки на фронте всеобуча нет иного названия, как проявление правого уклона на практике. Всеобуч должен нанести сокрушающий удар по классовому врагу, это величайший шаг в борьбе за приобщение новых миллионов к социалистической культуре, к строительству социализма и тот, кто не видит политического смысла в этой «школьной» кампании, кто, ссылаясь на хлебозаготовки и осенний сев, отмахивается руками и ногами от практической работы по всеобучу — тот выступает в роли правого оппортуниста и льет воду на мельницу классового врага.
Целый ряд наших волкомов даже не обсудил еще практически, как они будут проводить у себя всеобуч, хотя август уже на исходе. Большинство сельских ячеек не только не возглавляет борьбы за всеобуч, но и не представляет себе значения кампании. Нет ничего удивительного в том, что крестьянская масса подчас ничего и не слышала о всеобуче.
Мобилизация вокруг задач всеобуча всей партийной организации» профсоюзов, комсомола, пионеров, без которой, мы не развяжем и не организуем активности масс, решающей успех всего дела, — необходимая и совершенно неотложная задача.
Товарищи, которые проводят в деревне сев и хлебозаготовки, должны одновременно проверить и ход всеобщего начального обучения. В частности, надо посмотреть, что сделано на местах по улучшению правового положения учительства, и как реализуются директивы по поднятию материальной обеспеченности просвещенцев. Учителя мы должны «поднять на ту высоту, на которой он никогда не стоял», поставить его в условия, в которых он мог бы справиться с всеобучем.
Время не терпит. В работу по всеобучу нужно внести боевые темпы. Оппортунистическому топтанию на месте должен быть положен конец.