Поездка «Безбожника» в село Чепчуги
Рабочие и работницы завода № 40, состоящие в кружке „Безбожник”, решили помочь крестьянству сбросить цепи религиозного дурмана. С этой целью предприняли поездку в подшефное село Чепчуги, Арского кантона.
В заводском грузовике, украшенном красной материей и плакатами, безбожники покатили по Сибирскому тракту.
На остановках в селах Киндери, Высокая Гора и Собакино толпы ребятишек и молодежи обступали автомобиль. Распрашивали куда едут и зачем. Читали лозунги на плакатах и распрашивали их значение.
– „Наука все побеждает… Надо больше учиться” — говорит лохматый деревенский парнишка.
Наливаем в машину воду.
– „У нас нет ни одной лошади, которая пила бы так много, как ваша. Она, наверно, по этому и сильная такая”, — сострил другой паренек лет 13, закуривая папиросу.
К вечеру прибыли в Чепчуги. Крестьяне встретили в начале села. Они были предупреждены о нашем приезде. Оживление, радость и
добродушие светилось на лицах.
– Спектакль, товарищи, будете устраивать?
– А собрание будет?
– Новости рассказывать будете? сыпались со всех сторон вопросы.
Получив ответы, обещали обязательно прийти посмотреть и послушать.
Насадили полный автомобиль мальчуганов и девушек. Поехали к Народному Дому (здесь его зовут „Нардом”).
Два коммунара и комсомольцы встречают нас по-товарищески. Распрашиваем о житье-бытье, религиозном настроении жителей и можно ли ставить спектакль.
– „Ничего… Кройте”, —говорят ребята.
Хотя старики и религиозные, но это им по наследству досталось, изредка молятся, по привычке. Попов недолюбливают. Молодежь совсем отбивается от церкви.
– Одни кулаки только будут против спектакля о попах и религии.
Более часа толковали о разных разностях. Когда собрались крестьяне и Народный Дом был битком набит, руководитель кружка «Безбожник» т. Коломшанский сделал доклад о „Происхождении мира и человека”.
Во время пьесы „Собрание попов” в публике раздалось было:
— „Долой! Издеваются над церковью”.
Оказалось, что кричали несколько пьяных мужиков, под руководством кулака Кокушкина Сергея, самого закоренелого самогонщика, который, замаливая свои грехи, ставит пудовые свечи святым угодникам.
За спектакль, беседы, привезенные в большом количестве центральные и местные газеты, журналы и брошюры крестьяне долго благодарили. Просили членов кружка „Безбожник” еще приезжать в село.
Общими силами выпускали стенную газету «Смычка». Крестьяне обещали продолжить ее существование.
На другой день чепчугинский поп спрашивал всех:
— .Почему ты не срывал вчера спектакля?
Получив ответ: „это не мое дело” —приходил в ярость,
Н. В.