Нет подходящей книги
Вопросам об издании крестьянской литературы мы не уделяли нужного внимания, а, между тем, дело обстоит совсем слабо. Сотни корреспондентских писем в „Крестьянскую Газету” содержат жалобы на то, что деревенский читатель сидит без книги, самообразование деревенской молодежи тормозится из-за отсутствия подходящей литературы; крестьянин лишен возможности получить ответы на целый ряд практических вопросов своей жизни и своего хозяйства.
Чем же современная деревня утоляет свой культурный голод?
Вот ответы из анкеты т. Яковлева („Деревня, как она есть”): „Книги читает, что попадется под руку“. „Интересуется беллетристикой (Л. Толстой), вопросами экономики и политики, но не читает за отсутствием литературы”. „Читает сказки—Бова-Королевич”, „Читает статьи, детские книги”, „Читает книги религиозного содержания “.
Тов. Яковлев производил свое обследование в волости с некоторым процентом сектантов и этим об‘ясняет пристрастие к литературе „духовного” содержания, но надо полагать, что в нашей деревне положение не лучше.
Книги, подходящей для современного деревенского читателя, нет.
Борьба „идейных” издательств с лубочной литературой.
В прошлые времена народ питался преимущественно лубочными изданиями. Сотни тысяч книжек, вроде „Битвы русских с кабардинцами”, „Бовы-Королевича“, „песенников” и „сонников” проникали в самые глухие уголки деревни, отравляя народное сознание, сгущая народную темноту.
По подсчетам „Ежегодника московского комитета грамотности” за один 1894 г, лубочниками выпущено около 10 миллионов таких книжек.
Крупнейшая издательская фирма Сытина имела до 2.000 офеней-книгонош, которые в коробах разносили по деревням преимущественно лубочную литературу. Интеллигентские попытки соперничать с лубочную литературой больших результатов дать не могла, хотя бы по одному тому, что „идейные” издательства далеко отставали от лубочников в деле продвижения книги в деревню и ее распространения.
Наиболее удачной попыткой создания популярной „идейной” литературы для народа являлось издательство „Посредник”.
Возникшее по инициативе Л. Толстого и об‘единившегося ряда выдающихся писателей 80-х годов, издательство выпускало повести и рассказы брошюрами в 36 страниц с иллюстрациями лучших художников.
Литература прекрасно издана с крупным четким шрифтом, вполне доступна по цене (75—90 копеек за сотню). Книжки „Посредника” разошлись в течение первых четырех лет в количестве 12 миллионов экземпляров.
Само собой разумеется, что толстовские книжки „Где любовь, там и б г“. „Много ли человеку земли надо” и т. д. не только не просвещали заколдованную попами деревню, но, наоборот, дополняли и усовершенствовали поповский дурман, разлагали народное сознание еще сильнее.
Наши издательства.
В статье „Какая книга нужна деревне” („Правда” № 90)т. Крупская пишет: „Мы совсем не так далеко ушли от до-революционных „идейных“ издательств, даже отстали от них. Даем о пчеловодстве и клевере, о том как узнать лошадь по зубам—с одной стороны, о «Спирьке-дезертире», „Как бабы самогон одолели”, „Живые мощи“, „От ней все качества”, „песни Кольцова“—с другой…
Изготовление деревенской литературы только еще начинается. Наши издательства все время держали курс на партийную и советскую верхушку. Литературы для рядового деревенского грамотея, подходящей и занятной литературы для рядового рабочего—пока еще очень мало. Перечисляя названия книг, изданных Курским Государственным Издательством, т. Яковлев делает вывод: „Барство заедает нас“.
Надо сознаться, что барства в литературно-издательском деле и у нас, в Татарской республике—избыток.
Достаточно указать на то, что ежемесячники комиссариатов земледелия, просвещения, стоющие больших денег, к крестьянскому читателю не приспособлены, поставлены скверно, распространяются в деревне из рук вон плохо.
Производственный план Академического Центра комиссариата просвещения, помимо учебников и программно-методической литературы предусматривает ряд научно-популярных политических и иных изданий.
Намечена к выпуску литература примерно такого характера (на татарском и русском языках): «Экономическая наука» Ходоярова, «На
учный социализм» Ходоярова», «Азбука коммунизма, «Капитал в систематических выдержках» — 3. Норкина. Дальнейший перечень по плану Агитпропа Областного Комитета: «История материализма»—Вольфсон, «История Покровского», «Дарвин и его учение»—Тимирязева, «Жизнь растений», «Мировое хозяйство»—Бухарина, «Основные вопросы марксизма»—Плеханов, «Краткая история рабочего движения в Англии».
Может ли эта литература быть использована для деревни? Ни в какой мере. (Кстати сказать, и для рядового рабочего эта литература не пригодна).
Перед нами стоит вопрос не о том — хороша или плоха та, или иная книжка, а о том, подходит она, или нет для тех слоев трудящихся, которые наиболее нуждаются в книге.
Очередная боевая задача.
Вывод краткий и ясный: преодолеть „барство, заедающее нас” за счет 75 процентов сокращения дорогих, предназначенных для верхушек, изданий, подготовить к осени выпуск популярных серий в виде „библиотечки рабочего” и „библиотечки крестьянина”, использовав опыт лубочников и „идейных” издателей. Надо придумать и организовать систему продвижения книги в деревню: через кооперативные лавки, книжные лари на ярмарках, пропаганда книги через крестьянскую газету.
Приспособить к деревенскому читателю сельско-хозяйственную литературу. Необходимые для этого дела денежные средства освободятся путем закрытия некоторых ведомственных дефицитных изданий, ничем не оправдывающих своего существования.
Дать подходящую книгу деревне— наша боевая задача.
В. ВИРГАНСКИЙ.