• Республика Татарстан | РТ Онлайн > Старые статьи > КНИГА В ДЕРЕВНЮ
    08.05.1924 8:06

    КНИГА В ДЕРЕВНЮ

    Нет подходящей книги

    Вопросам об издании крестьянской литературы мы не уделяли нужного внимания, а, между тем, дело обстоит совсем слабо. Сотни корреспондентских писем в „Крестьянскую Газету” содержат жалобы на то, что деревенский читатель сидит без книги, самообразо­вание деревенской молодежи тормозится из-за отсутствия подходящей литера­туры; крестьянин лишен возможности получить ответы на целый ряд практических вопросов своей жизни и своего хозяйства.

    Чем же современная деревня утоляет свой культурный голод?

    Вот ответы из анкеты т. Яковлева („Деревня, как она есть”): „Книги чи­тает, что попадется под руку“. „Инте­ресуется беллетристикой (Л. Толстой), вопросами экономики и политики, но не читает за отсутствием литературы». „Читает сказки—Бова-Королевич”, „Чи­тает статьи, детские книги”, „Читает книги религиозного содержания “.

    Тов. Яковлев производил свое обсле­дование в волости с некоторым про­центом сектантов и этим об‘ясняет при­страстие к литературе „духовного” со­держания, но надо полагать, что в нашей деревне положение не лучше.

    Книги, подходящей для современного деревенского читателя, нет.

    Борьба „идейных” издательств с лубочной литературой.

    В прошлые времена народ питался преимущественно лубочными изданиями. Сотни тысяч книжек, вроде „Битвы русских с кабардинцами”, „Бовы-Королевича“, „песенников” и „сонников” проникали в самые глухие уголки де­ревни, отравляя народное сознание, сгу­щая народную темноту.

    По подсчетам „Ежегодника москов­ского комитета грамотности” за один 1894 г, лубочниками выпущено около 10 миллионов таких книжек.

    Крупнейшая издательская фирма Сы­тина имела до 2.000 офеней-книгонош, которые в коробах разносили по де­ревням преимущественно лубочную ли­тературу. Интеллигентские попытки со­перничать с лубочную литературой больших результатов дать не могла, хотя бы по одному тому, что „идей­ные” издательства далеко отставали от лубочников в деле продвижения книги в деревню и ее распространения.

    Наиболее удачной попыткой созда­ния популярной „идейной” литературы для народа являлось издательство „По­средник”.

    Возникшее по инициативе Л. Толсто­го и об‘единившегося ряда выдающих­ся писателей 80-х годов, издательство выпускало повести и рассказы брошю­рами в 36 страниц с иллюстрациями лучших художников.

    Литература прекрасно издана с круп­ным четким шрифтом, вполне доступна по цене (75—90 копеек за сотню). Книжки „Посредника” разошлись в те­чение первых четырех лет в количестве 12 миллионов экземпляров.

    Само собой разумеется, что толстов­ские книжки „Где любовь, там и б г“. „Много ли человеку земли надо» и т. д. не только не просвещали заколдованную попами деревню, но, наоборот, допол­няли и усовершенствовали поповский дурман, разлагали народное сознание еще сильнее.

    Наши издательства.

    В статье „Какая книга нужна деревне” („Правда”  № 90)т. Крупская пишет: „Мы совсем не так далеко ушли от до-революционных „идейных“ изда­тельств, даже отстали от них. Даем о пчеловодстве и клевере, о том как уз­нать лошадь по зубам—с одной сто­роны, о «Спирьке-дезертире», „Как бабы самогон одолели”, „Живые мощи“, „От ней все качества», „песни Кольцова“—с другой…

    Изготовление деревенской литературы только еще начинается. Наши издатель­ства все время держали курс на пар­тийную и советскую верхушку. Лите­ратуры для рядового деревенского гра­мотея, подходящей и занятной литера­туры для рядового рабочего—пока еще очень мало. Перечисляя названия книг, изданных Курским Государственным Издательством, т. Яковлев делает вывод: „Барство заедает нас“.

    Надо сознаться, что барства в ли­тературно-издательском деле и у нас, в Татарской республике—избыток.

    Достаточно указать на то, что еже­месячники комиссариатов земледелия, просвещения, стоющие больших денег, к крестьянскому читателю не приспо­соблены, поставлены скверно, распро­страняются в деревне из рук вон плохо.

    Производственный план Академичес­кого Центра комиссариата просвещения, помимо учебников и программно-методи­ческой литературы предусматривает ряд научно-популярных политических и иных изданий.

    Намечена к выпуску литература примерно такого характера (на татарском и русском языках): «Эко­номическая наука» Ходоярова, «На

    учный социализм» Ходоярова», «Аз­бука коммунизма, «Капитал в система­тических выдержках» — 3. Норкина. Дальнейший перечень по плану Агит­пропа Областного Комитета: «История материализма»—Вольфсон, «История По­кровского», «Дарвин и его учение»—Ти­мирязева, «Жизнь растений», «Мировое хозяйство»—Бухарина, «Основные вопросы марксизма»—Плеханов, «Краткая история рабочего движения в Англии».

    Может ли эта литература быть ис­пользована для деревни? Ни в какой мере. (Кстати сказать, и для рядового рабочего эта литература не пригодна).

    Перед нами стоит вопрос не о том — хороша или плоха та, или иная книжка, а о том, подходит она, или нет для тех слоев трудящихся, которые наиболее нуждаются в книге.

    Очередная боевая задача.

    Вывод краткий и ясный: преодолеть „барство, заедающее нас” за счет 75 процентов сокращения дорогих, пред­назначенных для верхушек, изданий, подготовить к осени выпуск популярных серий в виде „библиотечки рабочего” и „библиотечки крестьянина”, исполь­зовав опыт лубочников и „идейных» издателей. Надо придумать и органи­зовать систему продвижения книги в деревню: через кооперативные лавки, книжные лари на ярмарках, пропаганда книги через крестьянскую газету.

    Приспособить к деревенскому чита­телю сельско-хозяйственную литературу. Необходимые для этого дела денежные средства освободятся путем закрытия некоторых ведомственных дефицитных изданий, ничем не оправдывающих своего существования.

    Дать подходящую книгу деревне— наша боевая задача.

    В. ВИРГАНСКИЙ.

     



    Добавить комментарий