Первый этап введения всеобщего, обязательного обучения, когда мы должны были развертывать работу вширь, закончился. Сейчас мы вступаем во второй этап—нам приходится вплотную бороться и за самое качество работы по всеобучу…
Здесь мы, прежде всего, сталкиваемся с таким явлением, что некоторые партийные организаций смотрят на вопросы культурной революции, как на нечто второстепенное, с чем можно подождать. Характерной иллюстрацией к этому является и настоящее совеща-ние—ряд заведующих культпропов совершенно не явился, другие явились с опозданием, а сообщения с мест не дают сколько- нибудь полной картины.
Редкие товарищи говорили о классовой борьбе вокруг всеобуча. Неужели всеобуч проходит так гладко? Неужели и кулак и поп приняли всеобуч с распростертыми объятиями? Разве, наконец, со стороны, хотя бы небольшой части, учительства не было противодействия нашим культурным мероприятиям?
Второй момент—здесь „забыли” сказать о политехнизме. Правда, говорили, что школа прикреплена к колхозу или к предприятию, но разве все дело в этом? Как в действительности проходит политехнизация, мы на совещании так и не узнали. А основная опасность в вопросе политехнизаций заключается в неумелом, неграмотном подходе к этому вопросу, имеющему величайшее значение. Наркомпрос обязан улучшить свое руководство политехнизмом, следует издать, может быть, не одну, а несколько хороших книжек, дать целый ряд методических указаний— иначе разброд и превращение школ в мастерские низкого пошиба неизбежны.
Очень мало на совещании говорилось об участии профсоюзов и комсомола в деле ликвидации неграмотности и в борьбе за всеобуч. Между тем положение явно неблагополучное, — сигнализировать об этом абсолютно необходимо. Далее—о внимании районных комитетов партии к вопросам культурной революции. Многие товарищи сами говорили, что в их районах вопрос о всеобуче ставился один раз, в более счастливых районах – два, три раза. Такое отношение признать удовлетворительным ни в какой степени нельзя. Винить приходится не только секретарей или бюро райкомов в целом, винить нужно, прежде всего, работников культпропов и вообще культурных работников района. Не ставились вопросы— значит не было соответствующей сигнализации…
Докладчики с мест очень мало останавливались на вопросах участия в культурном строительстве самого населения. Пожалуй, от местных работников мы ничего не узнали. Доклад Татсоюза прибавил немного. Собственно последний и нельзя принимать всерьез. Докладчика спрашивают—почему для взрослых учащихся присылают маленькие ботинки, а он отвечает: „Разве я делаю ботинки?!”. В вопросах о создании фондов у нас много обломовщины: все ждут, когда им принесут и деньги, и продукты, совершенно не занимаются мобилизацией средств самого населения.
Вывод из всего сказанного таков: необходимо немедленное переключение на подлинно боевые темпы. Нужно мобилизовать буквально всю организацию, повысить роль профсоюзов и комсомола в борьбе за культурную революцию. Нужно объявить самую беспощадную борьбу против недооценки всеобуча и ликбеза—важнейших задач настоящего периода. Нужно вопросы культурного строительства со второго плана выдвинуть на первый план.