Обеспечить проведение в жизнь мер строжайшего взыскания в отношении тех работников государственного аппарата как партийных, так и беспартийных, которые попытаются противопоставить работе партии над устранением бюрократических извращений свое рутинерство, косность, чиновничье самодовольство…
(Из постановлений XV партс’езда по докладу о работе ЦКК-РКИ).
Пословица говорит обратное—из мухи слона. Но сейчас, пожалуй, пора ввести в обиход и поговорку—из слона муху.
Ибо подчас у нас вместо того, чтобы развернуть ту или иную очередную работу как следует, стараются ее вести пошхоньку, полегоньку.
Ибо подчас у нас делают из важнейшей задачи маленький, повседневный вопрос.
Наша партия поставила перед собой, как одну из важнейших, задачу борьбы с бюрократизмом, с неправильностями в работе наших аппаратов. XV парт‘сезд подчеркнул особенную важность этой задачи.
Как же у нас эти решения осуществляются?
Вот несколько фактов, которые с достаточной ясностью характеризуют отношение некоторых наших учреждений к директивам партии о борьбе с бюрократизмом.
*
*
В начале 1927 года возбудили против одной гражданки, назовем ее хотя бы буквой Ф.—дело.
Вот как протекало расследование этого дела.
– Получено дело в Прокнадзоре— 4 мая 27 г.
– Наложена резолюция помпрокурора направлении дела нарследователю 4 уч.—7 мая.
– Направлено следователю 2 уч. из Прокнадчора—6 июня.
– Получено следователем 4 уч.—9 июня.
– Наложена резолюция следователем 4 уч. о пересылке дела следователю 1 уч.—17 июня.
– Получено следователем 1 уч.—20 июня.
– Направлено следователю по делам татар—22 июня.
– Значится полученным у следователя по делам татар—30 июня.
– Запрошен Наркомздрав об адресе Ф.—4 июля.
– Адрес получен—12 июля.
– Затребован от НКЮ эксперт-бухгалтер—7 октября.
– Составлен протокол экспертизы бух- галтера-эксперта—19 октября.
– Запрошен НКЗдрав, заприходованы ли по книгам полученные 8Л р. 51 к.— 24 октября.
– В третий раз подтверждено об исполнении НКЗдраву—23 декабря.
– Получен ответ, что все поиски к установлению того, прошли ли суммы 300 р. и 507 руб. 51 коп. по книгам НКЗДрава ни к чему не привели. По этому поводу может дать справку лишь тов. Ф.—6 января.
– Справка, что т. Ф. уехала в Москву на 3 месяца—11 января.
В особых комментариях такая совершенно-официальная справка не нуждается. К ней необходимо сделать лишь несколько пояснений.
Пом. прокурора накладывает резолюцию о направлении дела нарследователю уч. 7 мая, а направляется оно только 6 июня, т. е. ровно через месяц.
С 4 мая до 30 июня (почти два месяца) дело „гуляет” по судебному аппарату, пока оно не попадает к тому, кто должен этим делом заняться.
А разве сразу нельзя было дело направить по назначению?
24 октября запрашиваются от Наркомздрава необходимые для ведения дела справки. Три раза НКЗдраву напоминают об этих справках.
И только 6 января—28 г. через два с половиною месяца НКЗдрав соизволил справки дать.
Все это есть ни что иное, как бюрократизм и волокита…
**
ВСНХ РСФСР был издан в прошлом году один „пустяковый” приказ об отчетности.
В этом приказе ВСНХ установил твердые формы отчетности для трестированной промышленности.
Но есть ведь и власть на местах. Есть ведь у нас и свой ТСНХ.
ТСНХ решил проявить свою „отчетную инициативу” и предписал трестам представлять, помимо прочей отчетности, еще дополнительный анализ балансов трестированной промышленности.
Этот „анализ” представляет собой ничто иное, как 11 бумажных простыней, для заполнения которых по всем трестам понадобилось бы примерно, 1000 человекодней, понадобилось бы занять канцелярию каждого треста, если считать ее состоящей из 15 человек, на целых 7 дней.
Какие же сведения требует ТСНХ представить в дополнительном анализе балансов? А вот, например, такие:
По форме № 5 (остатки и обороты по денежным средствам), остатки кассы на октября, на 1 ноября, на 1 декабря 1926 года и т. д. и т. п.
Какое существенное значение могут иметь эти сведения? Кому они особенно нужны?
Пожалуй, и ТСНХ будет трудно ответить на этот вопрос, хотя ТСНХ и старается, всячески отстаивает необходимость таких сведений, необходимость введения дополнительной отчетности.
Несмотря на то, что и отдельные партячейки протестовали против введения новых форм отчетности, и коллегия РКИ предложила ТСНХ немедленно отменить дополнительные формы отчетности, ТСНХ настаивает на их сохранении, ходатайствует перед СНК об отмене постановления Наркомата РКИ.
СНК постановляет создать особую комиссию для выяснения всего этого дела. А так как эта комиссия, как это бывает со многими нашими комиссиями, не проявляет никаких признаков жизни, введенный ТСНХ дополнительный анализ балансов остается в силе до сих пор.
Дополнительный анализ ТСНХ плодит излишнюю бумажную волокиту.
Все это есть самый неприкрашенный бюрократизм…
**
Личность, как известно, на изменение судьбы человечества может повлиять только относительно, в развитии исторических процессов решающего значения иметь не может.
Это с точки зрения „мировой”.
А с точки зрения татотдела союза медсантруд личность может изменить, например, все состояние аптечного дела Татарии
Вздумалось как-то НКЗдраву сократить лишнюю должность фармацевтического инспектора. И сократил.
Татотдел же союза усмотрел в этом угрозу для аптечного дела и стал всячески настаивать на сохранении лишней должности, как будто в одном человеке дело, как будто от наличия в НКЗдраве лишней должности может в той или иной степени улучшиться аптечное дело.
Но это не помогло. И татотдел вместо того, чтобы обратиться непосредственно в РКИ и разрешить вопрос сразу, возбуждает целое дело, пишет прямо программные соображения и не как – нибудь, а на целых 5 адресов.
В ТНКЗдрав, в НК РКИ, в ЦБ аптексекции, в Татаптекоу правление и в НКЗдрав РСФСР.
Все это есть тоже волокитно-бюрократическое отношение к делу, полное непонимание задач борьбы с бюрократизмом, задач борьбы за режим экономии, за немногочисленный, но работоспособный аппарат.
**
Так подчас мы работаем.
Так подчас претворяем мы в жизнь важнейшие директивы партии.
Так подчас формально, по бумажному относимся мы к делу.
Решения партии совершенно недвусмысленно говорят о самой решительной борьбе с бюрократизмом, с неправильностями в работе нашего аппарата.
Поэтому пора некоторым нашим учреждениям прекратить превращение слона в муху, превращение важнейшей для нас работы в какую-то второстепенную задачу.
Пора муху сделать слоном, пора в каждом учреждении, в каждом предприятии развернуть не на словах, а на деле самую беспощадную борьбу с бюрократизмом, с бездушно-чиновничьим тупоумием.
Это поможет нам успешнее разрешить стоящие перед нами в настоящий момент важнейшие задачи.
Н. Крейнович.