СОРОК ЛЕТ ПЕРВОМАЙСКОЙ ДЕМОНСТРАЦИИ

В 1930 году мы отмечаем юбилей первомайского праздника: ровно 40 лет назад рабочие различных стран впервые организовали согласованное массовое выступление в один и тот же день — 1 мая 1890 г.

В’ американском рабочем движении день 1 мая еще задолго до этого — в 1883 и в 1886 г.г. — отмечался как день массовых выступлений рабочих за 8-ча­совую работу. Во французском рабочем движении еще в 1889 г. впервые были проведены в один и тот же день.  По всей  стране (24 февраля) массовые демонстра­ции под лозунгом борьбы за-8-часовой рабочий день. Но международным празд­ником рабочего класса день 1 мая стал лишь после того как на парижском кон­грессе II Интернационала в 1889 году бы­ло постановлено:

«Назначается великая международная манифестация в раз навсегда установлен­ное число, таким образом, чтобы разом во всех странах и во всех городах в один установленный день трудящиеся пред’являли общественным властям требование ограничения законом рабочего дня до 8 часов, а также выполнения других по­становлений международного конгресса в Париже. В виду того, что такая мани­фестация уже назначена на 1 мая 1890 г Американской Федерацией Труда на с’езде этой федерации в Сен-Луи в декаб­ре 1888 года, то это же число принимается и для международной манифестации. Рабочие различных наций организуют  эту манифестацию применительно к ус­ловиям своей страну».

Это решение международного конгрес­са сделало 1 мая днем международных массовых пролетарских выступлений. В проведении 1 мая 1890 года чувствовался еще большой разнобой: австрийцы устро­или дневные забастовки, французы огра­ничились демонстрациями, англичане пе­ренесли манифестацию на воскресенье, а немцы праздновали вечером 1 мая. Но как бы то ни было, лед был проломлен. Какие глубинные пласты отсталых ра­бочих захватила уже в то время перво­майская пропаганда, видно из того, рас­сказанного Плехановым, факта, что в се­редине апреля 1890 года рабочие копей графа Вильчека в австрийской Силезии, собрали менаду собой 80 гульденов и предложили их священнику, прося его отслужить 1 мая под открытым небом обедню, чтобы они могли помолиться богу за успехи движения в пользу 8-часово­го рабочего дня.

Не только социалистическая пропаган­да, но и полицейский террор, которым встретила буржуазия во всем мире рож­дение первомайского праздника, очень быстро привели, однако, к тому, что ра­бочие во всем мире научились обеспечи­вать выполнение целей своей борьбы не молитвами милосердному господу, а бо­лее действительными средствами. Эти, более действительные средства были применены рабочими в той же Австрии, и уже в том же 1890 года. Так что Энгельс через пару лет имел возможность написать: «С 1890 года австрийские рабо­чие показывали из года в год своим братьям, что такое действительное 1 мая в духе пролетариата. Нигде не могли с ними сравняться или подражать им».

История первомайского праздника, как и каждого революционного акта международного пролетариата, представляет собою историю борьбы между подлинно- революционным и оппортунистическим крылом рабочего движения. Борьба эта началась с самого момента рождения первомайского праздника. Наиболее яр­ко эта борьба отразилась на проведении первомайского праздника 1890 года в Германии. В феврале 1890 года герман­ская социал-демократия одержала бле­стящую победу на парламентских выбо­рах, собрав около полутора миллионов голосов. Верхи партии были так упоены этой победой и так уверовали в значе­ние и в силу избирательного бюллетеня, что решили отказаться от проведения за­бастовок и улчных демонстраций в день 1 мая, боясь вступить в конфликт с государственной властью и напугать свих избирателей. Но передовые слои рабочего класа Германии требовали выполнения решения парижского конгресса о первомайской демонстрации. Некоторые местные партийные организации, прислушиваясь  голосу рабочих, опубликовали воззвание с призывом к рабочим ознаменовать день 1 мая полным прекращением работы 

Партийное руковод­ство опубликовало тогда контр-воззвание, в котором до­казывало, что заба­стовка невозможна, призывало отказаться от забастовки и рекомендовало рабочим «благоразумное по­ведение». В результате этого контр-воз­звания забастовка была сорвана, а в Гам­бурге, где она все же состоялась, она привела только к поражению рабочих. Так уже на самой заре первомайского праздника германские рабочие имели возможность убедиться в том, что оппор­тунизм официальных вождей социал-демократии является лучшим оружием против рабочего движения.

Первомайский праздник имеет сейчас за своими плечами сорокалетнюю историю. За это время мировое рабочее движение обогатилось колоссальным опы­том, Рабочий класс успел уже завоевать власть на одной шестой части земного шара. Содержание самого первомайского праздника в колоссальной степени изме­нилось: из дня демонстраций за частич­ные требования рабочих, он превратился в боевой смотр международной пролетарской армии, готовящей последний штурм против всей капиталистической системы. Но значение самого этого праздника и уроки его проведения в первый раз в 1890 году нисколько не умалены. Зна­чение его выросло вместе с ростом все­го рабочего движения, а уроки его еже­дневно подтверждались на опыте этих сорока лет и подтверждаются на опыте современности. Как и прежде, 1 мая это символ международной революцион­ной солидарности рабочего класса. Как и прежде,- рабочие ежегодно и ежедневно убеждаются в том, что победить своих классовых врагов они могут лишь сломив оппортунистических предателей в своей собственной среде, лишь сплотившись под революционным руководством, лишь на пути мобилизации широчайших масс трудящихся для беззаветно смелой революционной борьбы.

  Юбилейное 1 мая 1930 года будет новым этапом по пути сплочения рабочих масс всего мира под революционным руководством Коммунистического Интернационала для борьбы за высвобождение отсталых рабочих отрядов из под влияния социал-фашистов, для борьбы за мировую диктатуру пролетариата.

 Т.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще