На смерть Сун-Ят-Сена

Смерть вождя китайской революции Сун-Ят-Сена заставит каждого созна­тельного пролетария еще раз задумать­ся над судьбами великих национально- революционных движений, ширящихся и растущих на наших глазах.

«Четыреста миллионов отсталых ази­атов добились свободы, проснулись к политической жизни. Четвертая часть населения земного шара перешла, так сказать, от спячки к свету, движению, борьбе». Так писал В. И. Ленин в но­ябре 1912 года. Однако, этим 400 мил­лионам азиатов пришлось (и приходит­ся еще теперь) немало побороться за свою свободу и независимость, кото­рым все грубее и грубее угрожает за- падвый империализм.

Сун-Ят-Сен войдет в историю, как самая круаная фигура вождя нацио­нально-революционных движений Во­стока ва всю первую четверть XX ве­ка. Он не был ни коммунистом, ни марксистом. Его пр грамма—«нацио­нализм, демократизм, социализм» носи­ла на себе все следы отсталости обще­ственных отношений Китая. Он ощупью иеккл дорогу, но он ненавидел свя­щенной ненавистью империалистов, угнетавших и угнетающих его родину. Он целиком и бее остатка отдал свою жаэнь своему народу и, главное, в осо­бенности в последние годы своей жиз­ни, он все яснее и яснее понимал, что угнетенные народы могут освободить ‘себя и создать условия новой жизни лишь в тесном союзе с мировым про- ‘ летариатом.

Сун-Ят Сен—это уже не Ганди. Ган­ди (вождь умеренного крыла национа­листов Индии) в последние годы раз­вивается все больше и больше по ни­сходящей линии. Па вверства англий­ских империалистов Ганди отвечает… 30-дневным постом. Пмпотентноеть тех групп националистов, которые возглав­ляет Ганди, неизбежно приводит их к соглашательству с угнетателями-им- периалистамз, равносильному капиту­ляции.

Не то Сун-Ят-Сен. Особенно в по­следние годы своей жизни он разви­вался по восходящей линии. Несколько месяцев тому назад партия Гоминдан, возглавлявшаяся покойным Сун-Ят-Сеном, стояла на распутьи в связи с но­вым натиском на Южный Китай. По­койный Сун-Ят-Сен нашел в себе силы для решительной и беспощадной рас­правы с контрреволюционными фашист­скими группами («тигры»). Он сумел вдохновить своих сторонников на ре­шительный отпор наемникам империа­лизма и колеблющимся в собственных рядах. Оп спас этим честь Гоминдана, он показал этим, на какую высоту по­дымается уже ныне национально-рево­люционное движение в Китае.

«В Азии везде растет, ширится и крепнет могучее демократическое дви­жение. Буржуазия там еще идет с на­родом против реакции. Просыпаются к жизни, к свету, к свободе сотни миллионов людей. Какой восторг вы­зывает это мировое двилсение в серд­цах всех сознательных рабочих… А «передовая» Европа? Она грабит Ки­тай и помогает врагам демократии, врагам свободы в Китае».

Так писал В. И. Ленин в мае 1913 г. в статье “Отсталая Европа и передо­вая Азия”.

Крайае характерно само это загла­вие статьи у В. И. Ленина. «В передо­вой Европе передовым классом являет­ся только пролетариат,—говорил В. И. Ленин,—а буржуазия готова на все дикости, зверства и преступления, что­бы отстоять гибнущее капиталистиче­ское рабство».

Недавно умер Эберт—бывший пре­зидент Германской республики, быв­ший рабочий, вождь германской со­циал-демократии. Невольно напраши­вается сопоставление между Сун-Ят- Сеном и Эбертом. Эберт принадлежал не к худшим вождям нынешней евро­пейской социал-демократии. Это была фигура, крайне характерная для обур­жуазившейся верхушки европейского рабочего класса. Сопоставление этих двух имен, Сун-Ят-Сева и Эберта, подтверждает слова В. И. Ленина об отсталой Европе и передовой Авии—в нынешней обстановке. Во всей совре­менной Европе уже не только буржуа­зия является наиболее реакционной силой, но и обуржуазившаяся верхушка рабочей аристократии, впрягшаяся в одну колесницу с буржуазией. Эберт —выходец из когда-то передовой пар­тии п ередового рабочего класса Евро­пы. Он считал себя социал-демократом и даже марксистом. Он бал учеником и стал впоследствии преемником Авгу­ста Бебеля, действительно крупного трибуна германского рабочего класса. Это не помешало ему превратиться в контр-революционера, стать проводни­ком идей буржуазии в рабочем классе.

В то же время общественное разви­тие в такой отсталой стране, как Ки­тай, где только еще складывается ра­бочий класс, где марксизм делает толь­ко еще свои первые завоевания, при­вело к тому, что Сун-Ят-Сен от паци­физма и национализма постепенно по­дымался к роли настоящего вождя на­ционально – революционного движения, сливающегося с мировым пролетарским движением, идущего под знаменем Ком­мунистического Интернационала.

Русская революция может гордиться тем, какое большое влияние оказала она на национально-освободительное движение народов Востока «Мировой капитализм и русское двшкение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичав­шего в средневековом застое населе­ния проснулись к новой жизни… Про­буждение Авии и начало борьбы за власть передовым пролетариатом Ев­ропы знаменуют открывшуюся в на­чале XX века новую полосу всемир­ной истории». Эти слова принадлежат В. И. Ленину. Если наша революция 1905 года, непосредственно не побе­дившая даже царизма, а не только что буржуазию, оказала такое могучее влияние на пробуждение Востока, то насколько же большее влияние должна была оказать и оказала великая, по­бедоносная Октябрьская революция 1917 г.! Если бы нашей революции не удалось даже выполнить ничего другого, кроме задачи пробуждения со­тен миллионов людей на Востоке, то уже одним этим она все же выполнила бы всемирно-историческую миссию.

Взгляды большевизма на великое значение национально-революционных движений угнетенных народов, как на одну из важнейших составных частей наростающей мировой пролетарской революции, являются одним из важ­нейших вкладов ленинизма в общее учение Маркса. Живнь и деятельность таких людей, как только-что скончав­шийся Сун-Ят-Сен, служат яркой иллю­страцией правильности взглядов лени­низма в этом вопросе.

Передовые рабочие всего мира, ор­ганизованные под знаменем Коминтер­на, отдают себе вполне ясный отчет в том, какое великое значение для ми­ровой революции имеют такие люди, как Сун-Ят-Сен, и какое громадное будущее ожидает движение, порождаю­щее Сун-Ят-Сенов.

Коммунистический Интернационал, работающий под знаменем Маркса и Ленина, не скрывает ни от себя, ни от других слабых сторон, программной неясности, уклонов, компромиссных настроений в лагере даже самых ре­волюционных представителей нацио­нально-освободительных движений Во­стока. Но Коммунистический Интерна­ционал вместе с тем отдает себе от­чет в том, что национально-револю­ционные движения Востока являются желанным и могучим союзником миро­вого пролетарского авангарда.

Передовые рабочие всех стран, вхо­дящие в Коммунистический Интерна­ционал, будут чтить память Сун-Ят- Сена, как одного из крупнейших пред­ставителей того движения угнетенных национальностей, которое идет на сое­динение с передовыми отрядами ми­рового пролетариата для борьбы про­тив империализма. «На смену заживо гниющей буржуазии идет пролетариат европейских стран и молодая, полная веры в свои силы и доверия к мас­сам, демократия азиатских стран». Эти слова, написанные В. И. Лениным за год до начала всемирной империа­листской войны, получают особое со­держание теперь, когда пролетарская диктатура у СССР существует уже восьмой год и когда так быстро созре­вает великое национально-освободи­тельное движение на всем Востоке. Разница между Чемберленом и Эбер­том гораздо меньше, нежели разница между Эбертом и Сун-Ят-Сеном. Эбер­ты — союзники мировой буржуазии, Сун-Ят-Сены—союзники мирового пролетариата. Сомнения быть не может: окончательная победа принадлежит ми­ровому пролетариату и идущим к не­му на соединение армиям национально-революционных движений Во­стока. Эта победа не эа горами. Г. Зиновьев.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще