СЛОВО В ЗАЩИТУ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ

ЧТО ВЫЯВИЛ ПЕРВЫЙ РЕЙД ПРОСВЕЩЕНСКИХ БРИГАД

На сельского учителя возлагаются колоссальной важности задачи. Он не может быть аполитичным, не может сто­ять в стороне от жизни, в стороне от со­циалистической перестройки нашего хо­зяйства и культуры, быта. Сельский учи­тель обязан целиком и полностью оправ­дать звание советского работника про­свещения, а с этим понятием у нас свя­зывается не только вполне доброкачест­венная, не за страх, а за совесть, рабо­та в школе и в избе-читальне, но и ак­тивное участие каждого просвещенца в общественной жизни деревни и в пер­вую очередь содействие коллективиза­ции и важнейшим хозяйствоенно-полити- ческим кампаниям, проводимым нашей партией.

В массе своей просвещенцы год из го­ду все более активизируются, все более оправдывают свое назначение надежных помощников советской власти в деревне, но есть еще известная часть, которая до сих пор пассивна. Есть и такие (правда, их незначительное меньшинство), что в той или иной форме пытаются противо­действовать нашим мероприятиям, явля­ют собой не что иное, как агентуру клас­сового врага, в частности, за последний год имелся ряд случаев, когда учитель выступал против коллективизации, кон­трактации, хлебозаготовок.

Однако, лже-просвещенцы составляют лишь жалкие единицы. Наличие их ни­кому не дает права квалифицировать от­рицательным образом остальных. Прав­да, у нас есть основание требовать, что­бы все просвещенцы полнее и активнее работали над укреплением колхозного движения, чтобы они решительнее вели разъяснительную работу вокруг хлебо­заготовок, займа, самообложения. Но от этого законного требования до тенден­ции свалить всех в кучу и взять всех «под сумление» — «дистанция огромно­го размера».

А как раз первый рейд специальных просвещенских бригад выявил столько безобразий, такой произвол над учителем, вообще, что на этом следует заострить серьезное внимание нашей обществен­ности. Ненормальности идут в основном по двум линиям: с одной стороны по линии стеснения материального положе­ния учителя, с другой — по линии нарушения правовых норм.

Говоря о материальном положении, приходится останавливаться преимуще­ственно на,зарплате, снабжении и жилищ­ных условиях. Задержка зарплаты — обычное явление. Так, например, в Афа- насовской волости (Н.-Челнинского кан­тона) зарплата за март и апрель была выдана во второй половине мая, за май и июнь — в июле. Такая же картина в Чистопольском, Буинском, Мамадышском и других районах. Когда бригада выяс­нила причины задержки, то оказалось, что в большинстве случаев они происхо­дят по вине сельсоветов, которые свои средства расходуют предпочтительно перед зарплатой просвещенцев на другие нужды. Что касается снабжения учитель­ства продуктами первой необходимости, то здесь царит полная случайность. По­становление Наркомторга от 21 мая ни­чего реального не дало — положение к лучшему не изменилось. Из потребитель­ских обществ просвещенец получает лишь муку да сахар. При чем почти каждое потребобщество устанавливает свою норму (норма сахара колеблется от 200 до 25 грамм). Мануфактурой, обувью, мылом и другими промтоварами учитель­ство не удовлетворяется уже около го­да. А в Кукморском районе кооператоры дошли даже до того, что лишили пай­ка учителей, получающих высокие ставки.

Плохо и в квартирном отношении. Во многих случаях школьные работники за­нимают лишь «углы» в крестьянских из­бах и не имеют даже самых элементар­ных условий для подготовки к школь­ным занятиям. Правда, в некоторых се­лениях такое положение пока не устра­нимо, но в большинстве оно зависит опять-таки от сельсоветов.

Заодно здесь же следует отметить не­большой штрих, характеризующий отно­шение некоторых организаций к просве­щенцам. Городской местком рабпроса в Челнах получил этим летом восемь мест в домах отдыха, но все места выделены на период учебных занятий и поэтому не могли быть использованы. Ничем иным, как из­девательством, подобное отношение кантпрофсовета назвать нельзя.

Правовое положение сельского учите­ля во многих случаях определяется тем, что им командуют все, кому только взду­мается. Сельсоветы под угрозой всяче­ских репрессий загружают в порядке «об­щественных» обязанностей всякого ро­да мелочной технической работой, пар­тийные и комсомольские ячейки — то же самое. Грубость и самая отвратительная руготня по адресу просвещенцев со сто­роны местного «начальства» — довольно частое явление. В период «головокруже­ния от успехов» ряд школьных работников, только потому, что получал «вы­сокие ставки», был раскулачен, а не­которые даже арестованы. Совершенно недопустимые, возмутительные формы приняло увольнение работников просве­щения по произволу виков (несмотря на то, что никакого права на это они не имеют). Так, председатель Кукморского вика наметил к увольнению 20 учителей по мотивам «несоответствия своей квали­фикации». Когда с этим председателем бригада стала беседовать по каждой намеченой кандидатуре, так он «сложил гнев на милость» и «согласился» не уволь­нять. Были и еще более возмутительны случаи. Так в Ахметовской волости (Н.-Челнинский кантон) просвещенки Сайфуллина и Камалова в течение двух лет подвергались преследованиям со сторо­ны председателя вика и секретаря волко­ма партии. Не будучи удовлетворены в своих грязных требованиях, эти «вожди» волости, дело поставили таким образом, что Камалова была исключена из комсо­мола, а Сайфуллина была уволена…

В результате всех этих ненормальных явлений до сих пор еще имеется чрез­вычайно большая текучесть просвещен­цев. Только в одном Челнинском канто­не за лето в КОНО подано свыше 350 заявлений (60 процентов всего учительства) с просьбой о переводе. В качестве причин к переводам обычно указываются «обостренные» отношения с местными организациями. Излишне доказывать, насколько отрицательно влияют подобные переводы на жизнь школ1 Кое в каких районах есть и более тревожные явления — учителя бегут на другую работу, включительно до работы на плотах, на Ижевском заводе в качестве чернорабо­чих и т. д. Понятно, мы ни в малейшей степени не оправдываем летунов и де­зертиров с просвещенского фронта. Но в то же время мы считаем абсолютно не­обходимым, чтобы руководящие органи­зации уделяли больше внимания положе­нию сельского учителя, чтобы недавно вы­несенное центральным правительством по этому вопросу постановление действи­тельно было проведено в жизнь. Самым решительным образом нужно прекратить тот произвол и измывательства, которые, как выявила бригада, имеют такое широ­кое распространение у нас в Татарии. Это тем более важно, что сейчас, в пе- риод введения всеобщего начального обу­чения, для партии ценен каждый честный работник-просвещенец.

П. Иванов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще