В вагоне пассажирского поезда произошел настоящий трагический случай, или, как сказал сосед мой по лавочке, —типичный факт.
Мы ехали по ровному рельсовому пути, без задержек и без уклонов и ручаюсь вам, что паровоз данного поезда мог конкурировать даже с лошадью, бежавшей вровень с нашим составом.
Лошадь легко поспевала за бегом поезда, но ведь то лошадь — скотина, много ли забот у нее, ее никакие липовые ударники не ремонтируют, ее машинисты в пьяном состоянии не терзают и ежели какой-нибудь прохвост осмелиться по своей несознательности дернуть животную за хвост, таковая соответствующий отпор даст, в виде лягания.
Паровоз — не то. Паровозы — публика терпеливая. Бей их — они молчат. Пей на них, пой на них — они в лепешку расшибутся, тысячи человеческих жертв будут, а слова паровозы не скажут. Тихая публика, всякая поганая мануфактура в руках самого неударного стрелочника в состоянии распоряжаться ими.
И вот, значит, ехали мы и вели разговоры на злобу данного дня.
С верхней полки, курчавый такой, средних лет человек свесился, с нами не говорил, а все на бумажку — чирк-чирк — записывал. Что бы это такое, думаем, наверно какой-нибудь сочинитель, хочет стишки смастрячить, потому разговоры наши были для этого подходящи и, как шепнул сосед мой по лавочке, “конкретно целесообразны”.
Разговор вертелся вокруг бежавшей рядом с машиной лошади, касался трудовой дисциплины и роста крушений, перебрасывался на противоположную сторону, на сторону фиксирования достижений и, одним словом, развертывался.
— На железной дороге беспорядки — людей не жалеют, — жаловалась старуха.
— Мучат, — говорил рыжий мужчина. — Могу заверить на факте, как тетушка моя, царство ей небесное, на поезде не доехавши до Рязани скончалась от сильного сотрясения по причине обрыва поезда.
Тут разговор, как говорят докладчики, становился на высоту положения.
— А вот мы ехали — нас машинист подвел. Слез на одной станции и дальше ехать не хочет.
— Да, много на железных дорогах ужасных фактов случается. У нас вот, тоже был один брандахлыст…
— Как, как вы сказали, — заревел до сих пор молчавший писатель с верхней полки. — Да как вы смеете! Я весь ваш разговор подслушал и записал, я вас под суд отдам за клевету на квалифицированных агентов. Да разве вы не знаете, что на транспорте всегда во всем бывают виноваты стрелочники?!
Рука писателя уже поднялась над головой несчастного, потерявшего из-за железной дороги тетку, но..
Резкий свисток кондуктора, а затем паровоза, приостановил назревавший скандал. Поезд встал ни к селу, ни к городу — где-то в лесу. Причина остановки была построена на новой железнодорожной технике. На линии стоял путевой сторож и, размахивая знаменем, кричал:
— Что же вы не едете, давайте, проезжайте!
Знамя было покрыт зеленым бархатом. На знамени была надпись:
“Оппортунист, стой, прогульщик, опомнись, пьяница, ликвидируй на все сто процентов зелёную гидру. Все в ряды МОПРА.”
Машинист, разругавшийся в дым на всех парах наступал на стрелочника и взяв из его рук знамя с золотыми буквами, спросил:
— Еще будешь с такой мануфактурой на линию выходить? Будешь наводить тень на пролетарские семафоры?
— Никак нет, не буду. Мне ведь самому неприятно, второй флаг гибнет, у нас в красном уголке больше не осталось.
Поехали.
Писатель с верхней полочки снова было принялся за скандалы, как вдруг…
Хрясть…
На ближайшей станции у стрелки стоял стрелочник с большим красным знаменем и тревожно размахивал им.
На знамени было написано:
“Вперед к социализму”.
Вперед, так вперед. И машинист нашего поезда рванул рычаги. Мы врезались в стоявший на станции товарный поезд. Мы плакали от счастья, что отделались так красиво.
Человек, потерявший тетку, расстался с ногой, у меня вышибло зубы, а писатель, лишившийся пальцев на правой руке, зубами рвал бумажонку, на которой записывал против нас обвинения.
Администрация Юдинского железнодорожного участка в течение нескольких месяцев не может добиться красной и синей мануфактуры для сигнальных флажков. На линии и даже в Юдине дело доходит до того, что люди вынуждены встречать поезда со знаменами.
Печальный факт…
Впрочем…
Лошадь, она что… вези да вези, не отстанет, потому лошадь без забот, а мы, вот, заняты. У нас на выдумывание одних только объективных причин сколько времени уходит.
Виктор Малышев.