Рост промышленности ТР пре- восходит первоначальные наметки. .На 1932—33 г. общее количе- ство рабочих, занятых в цензовой промышленности, предусматривали в 29.200 чел. Но по самым осторожным подсчетам наша цензовая промышленность уже в 1931 г. будет иметь 33.900 рабочих против 24.000 имеющихся на сегодняшний день.
Потребность промышленности выразится, таким образом, в 9.900 рабочих, из которых 2.900 неквалифицированных и 7.000 полуквалифицированных и массовых про- фесси
Кроме ромышленности, громадное количество рабочей силы поглотит строительство, примерно 37.500 человек (в разгар строительного сезона 1931 года) и сельское хозяйство Одних авто-трактор- ных рабоч! х потребуется 5.300 человек.
Биржа труда уже не является резервом рабочей силы и, следовательно, пегоед органами труда и хозяйственниками стоит задача —подготовить это количество ква- лифицированых рабочих для промышленности, строительства и сельского хозяйства.
С подготовкой рабочей силы для строительства и сельского хозяйства дело обстоит более или менее благополучно, так как Наркомтруд готовит 6.500 чел. на курсах строительных рабочих, открытых в районах. На -курсах, открываемых Наркомземом, также преимущественно в районах, будет обучено до 4.500 трактористов, не считая посылаемых на курсы в другие города.
Сложнее обстоит дело с подготовкой квалифицированных рабочих для удовлетворения потребности промышленности.
Путей и возможностей для подготовки несколько: школы учеников массовых профессий (ШУМП), ФЗУ, базы ЦИТ'а, фабрики-школы и бригадное ученичество. Эти возможности использованы еще недостаточно.
Осенний набор 1930 года в школы ФЗУ и ШУМП превысил количественно и качественно два предыдущих набора- Осенью 1929 г. и в январе 1930 года было принято 826 человек, а в осенний набор нынешнего года 1.444. 'Выпуск школ ФЗУ и ШУМП в 1931 году даст всего лишь около 250 человек, чего, конечно, недостаточно.
Таким образом, обеспечивая промышленность подготовленными через ФЗУ рабочими лишь на последующие годы, мы должны припять самые энергичные меры для подготовки к ближайшему будущему, т. е. к 1931 году, имея ввиду, что выпуски школ ФЗУ при двухгодичной программе дадут новые кадры лишь к концу пятилетки.
Отсюда вытекает необходимость прибегнуть к ускоренной подготовке рабочих в школах-фабриках, путем бригадного ученичества на базах ЦИТ'а и на предприятиях. Школы-фабрики могут дать при наибольшей загрузке около 1.300 человек, а бригадное ученичество —2.500 человек.
Итак, мы видим, что промышленности нехватает около 3.000 квалифицированных рабочих. Чтобы восполнить этот дефицит, органам труда и хозорганизациям следует позаботиться и принять самые решительные меры, используя все возможности и ресурсы для расширения бригадного ученичества на предприятиях.
Хозяйственники не только не принимают мер к развитию бригадного ученичества, но иногда даже противодействуют всякого рода начинаниям в этой области.
Они оказались совершенно непод- готовленными к приему уже намеченного контингента учащихся. В частности, подготовительная группа в ФЗУ (дозауч), подготовляющая исключительно татарские кадры, не была обеспечена даже общежитиями, так что многих учащихся пришлось перебросить в районы.
Ученики школ ФЗУ, приехавшие из района, находятся в ужасных квартирных условиях.
План предусматривает доведение национального сектора в промышленности ТР до 40 проц. Это возможно при условии вовлечения на все курсы, школы и в бригадное ученичество не менее 60 проц, татар, главным образом из бедняцко-батрацкой части деревни, воспитанников детских домов и детей рабочих переростков.
Если учащихся, живущих постоянно в городе и обеспеченных квартирой, мы легко можем удержать на учебе, то прибывающих из районов мы удержим только в том случае, если создадим им сносные бытовые условия.
В этом отношении далеко не все обстоит благополучно. Нужно бить тревогу. Хозяйственники должны наиболее внимательно относиться к созданию новых рабочих кадров для растущей промышленности Татарстана.
Мухин, Новицкий.