К 1 сентября в основном должна быть закончена ликвидация кантонов и проведено районирование ТР. В основном,— это прежде всего означает, что районы должны к этому времени иметь соответствующий аппарат, людей и техническо-материальную базу, чтобы ни на минуту не останавливал, а, наоборот, форсируя, можно было бы еще сильнее развертывать важнейшие хозяйственнополитические кампании, хлебозаготовки, осенний сев и новое вовлечение бедняцко-соредняцких масс в колхозы.
Но имеющееся положение дает все основания опасаться за то, что или будут оттянуты сроки ликвидации кантонов, или районы на первое время очутятся без людей, без точно прилаженного аппарата, не в состоянии будут всецело выполнять возложенные на них функции.
Ясно, что ни первого, ни второго мы допустить не можем. И поэтому сейчас же нужно отметить и немедленно исправить серьезные промахи, допущенные центральным аппаратом в проведении районирования.
Уже прошел месяц с тех пор, как пленум ОК и юбилейная сессия ЦИК ТР дали наркоматам точные директивные указания по районированию. Уже прошел месяц, как печать регулярно отмечает недопустимую вялость и бестемпье, с какими наркоматы поворачиваются лицом к району, но до сих пор, до последней минуты, наркоматы еще не обнаружили необходимой гибкости и поворотливости.
Как оказалось, центральные учреждения еще не подошли вплотную к практической перестройке своей структуры снизу доверху. Формально—они уже точно установили сеть своих низовых учреждений. Формально—они уже определили их функции и обязанности, но по существу вся эта работа не имеет в данный момент практической ценности, потому что работники в районы еще не переброшены.
Наркомюст должен был уже послать людей на места в судебные и прокурорские участки. Наркомфин, Наркомзем, Наркомтруд и др. учреждения обязаны были уже давно закрепить за районами своих работников.
Но получается безобразное положение. На местах уже проходят районные съезды советов и райпартконференции, а основных работников, которые будут руководить теми пли иными отраслями работы в районе,—не видно.
Много неслаженностей замечается и в перестройке системы сельхозкоопера- ции. Ликвидация существовавших ранее 63 райколхозсоюзов, организация 45 коопсоюзов и 15 райколхозсоюзов требует проведения кропотливой и сложной работы по передаче финансово-материальных ресурсов, от старой системы—новой. Но и эта работа проходит недопустимо вяло, несомненно, отрицательно отражаясь на качестве проводимых сейчас уборочной, хлебозаготовительной и осенней посевной кампаний.
Кантонные организации, точно набрав в рот воды, упорно оберегают свои „дела” от чьих бы то ни было глаз и ушей. Они не информируют о ходе хлебозаготовок и сева. Они же отмалчиваются на вопросы о результатах оперативной работы по организации районов. Ни Орготдел ЦИК, ни НКРКИ ничего не знают о положении на местах.
Сроки, отведенные на ликвидацию кантонных звеньев и организацию районов,—истекают. Центральные учреждения, под неусыпным контролем масс, при широкой помощи со стороны советской общественности, должны напрячь все усилия и помочь создать районам в кратчайший срок здоровый, гибкий и работоспособный аппарат, укомплектованный проверенными людьми.
Молодые районы должны, сразу же с места, взять стремительные, боевые темпы. Этого требует вся сумма ответственных политических задач, выдвинутых реконструктивным периодом перед районами. Юниус.