Исключительно важная роль транспорта для социалистического строительства и особо для обороны страны в связи с огромными задачами, стоящими перед транспортом в период наступающих осенне-зимних перевозок, требует немедленного и решительного перелома в деле мобилизации широких рабочих масс не только транспорта, но и всех отраслей народного хозяйства, и прежде всего партийного, хозяйственного, профсоюзного актива, а также всех внутренних ресурсов транспорта для преодоления трудностей, связанных с обеспечением намеченного плана работ.
Однако, ЦК констатирует, что решение от 8 мая 1930 года, детально и конкретно определяющее задачи на осенне-зимний период как хозяйственных и профсоюзных организаций на транспорте, так и органов, планирующих транспорт, снабжающих его и использующих его перевозочные средства, в большинстве важнейших постановлений НКПС, ВСНХ и Наркомторгом Союза ССР не выполнено. ЦК констатирует не только невыполнение НКПС постановления ЦК от 8 мая, но и особо отмечает совершенно неудовлетворительную подготовку со стороны НКПС к осенне-зимним перевозкам, что нашло свое отражение, между прочим, в значительном увеличении числа так называемых происшествий. Транспорт вступает в осенне-зимние перевозки, оставив неустраненными узкие места с беспорядочным движением поездов, невыполнением заданных измерителей, большими простоями паровозов и вагонов, огромным количеством неисправным паровозов и вагонов, весьма низ- ким качеством ремонта и абсолютно недопустимым состоянием труддисциплины.
ЦК, полностью подтверждая к неуклонному выполнению свое решение от 8 мая, постановляет:
Поручить СТО в пятидневный срок принять меры к тому, чтобы среднемесячная нагрузка транспорта в сентябре на деле была не менее 54.000 вагонов в день. Предложить СТО добиться среднесуточной погрузки уже к 20 сентября не менее чем 57.000 вагонов. Обеспечить выполнение измерителей по использованию паровозов и вагонов снижением непроизводительных простоев, упорядочением движения поездов, правильным составлением и выполнением расписаний, равномерностью движения поездов. Снизить процент больных паровозов до заданных норм путем оздоровления хозяйств ремонтных заводов ЦОРЗ и дорожных участковых мастерских, не допуская выпуска паровозов из ремонтных заводов и участковых мастерских под поезда с неоконченным ремонтом, установив за это более жесткие взыскания, особенное внимание обратив на своевременное изготовление запасных частей для линейных участков. Пересмотреть в производственной программе на 1930-31 год восстановление всех паровозов, имеющихся в резервном парке. Создать немедленно систему органов по рационализации железнодорожного, дорожного и водного транспорта в составе оперативных управлений НКПС.
В целях усиления использования рабочей инициативы и изобретательства, поощрения лучших ударников и рабочих- рационализаторов, наряду с местными фондами, НКПС срочно выделить централизованный фонд премирования и поощрения, установив совместно с ЦК ЖТ порядок его расходования. НКПС развернуть реконструкцию транспортного хозяйства, для чего в первую голову должны быть осуществлены такие элементы реконструкции, которые, наряду с развитием пропускной способности, увеличивают безопасность движения поездов. Улучшить использование гужевого и авто-транспорта с доведением пробега грузового автомобиля не менее чем до 100 километров в сутки.
Наркомторгу, ВСНХ и НКПС обеспечить своевременное снабжение зимней спецодеждой всех категорий рабочих, связанных с движением поездов, в соответствии с колдоговором по установленным нормам.
ЦК особо подчеркивает факт падения труддисциплины на транспорте, ярким подтверждением чего является ухудшение ремонта, рост происшествий (10.572 случая в первом полугодии 1929-30 года и 14.046 в первом полугодии 1929-30 года), крушений, рост прогулов, пьянство и т. п., что в первую очередь является следствием совершенно неудовлетворительной работы профсоюзов и хозяйственных органов на транспорте (железнодорожники и в особенности водники и местран), расхлябанности хозяйственного аппарата транспорта, особенно в его средних и низовых звеньях, недопустимо медленного внедрения на транспорте единоначалия и слабой работы партийных и комсомольских организаций.
Большинство профсоюзных организаций транспорта не перестроило своей работы в соответствии с задачами реконструкции и рационализации транспорта, не сумело возглавить и организовать соцсоревнование и ударничество (число действительных ударников по ряду узлов — Тула, Бахмач, Новосибирск и др. — не превышает 10-15 проц.) и отстает в руководстве массовым движением рабочих по подъёму производительности труда на транспорте.
В отношении классового врага — вредителя на транспорте, разгромленного в своей верхушке, но сыгравшего свою роль в организованной порче паровозов, крушениях, подрыве трудовой дисциплины на транспорте и т. п., необходимо обеспечить всемерное усиление бдительности рабочих и всей массы работников на транспорте. Все партийные, профсоюзные, хозяйственные и комсомольские организации транспорта должны с особой силой на конкретных примерах заострить борьбу с остатками вредительства, мобилизуя для борьбы с вредительством широкие массы транспортников во главе с рабочими-ударниками.
Одобряя мероприятия ЦК железнодорожников по проведению «ударного месячника перелома» и по массовой посылке на линии рабочих бригад, ЦК предлагает ЦК железнодорожников, водников, местранам, ВЦСПС и НКПС, а также местным парторганизациям добиться в самое близкое время действительного и решительного перелома в деле укрепления труддисциплины, развертывания соцсоревнования и ударничества вокруг конкретных задач осенне- зимних перевозок, обеспечив для этого своевременное доведение оперативных заданий по перевозкам до района, станции, завода, цеха, бригады, судна, организуя массы для борьбы за встречный промфинплан и против отсталых, хвостистских, рваческих элементов, а также для решительной борьбы против элементов саботажа, дезорганизации, контрреволюционных кулацких и вредительских вылазок, всесторонне используя для этого происходящие перевыборы союзных органов, широко поощряя и премируя действительных ударников и тех работников административно-технического персонала, которые энергично и мужественно борются за оздоровление транспорта.
Главное внимание во всей этой работе организации должны сосредоточить на быстрейшем проведении в жизнь обращения ЦК о борьбе за безусловное выполнение промфинплана текущего года и подготовке к полному выполнению плана будущего года, на деле мобилизуя массы вокруг быстрейшего проведения в жизнь обращения ЦК.
Осуществить действительное единоначалие на транспорте, четко определив круг обязанностей административно-технического персонала, его прав и ответственности, широко разъясняя рабочим сущность единоначалия, мобилизуя рабочие массы на борьбу с конкретными нарушителями труддисциплины на транспорте, сочетая административные взыскания с воздействием самих рабочих масс (товарищеские суды, черная доска, общественный бойкот, показательные процессы и т. п.).
Ввиду исключительно важного значения транспорта в обороне страны, предложить НКПС в двухдекадный срок разработать ряд конкретных мероприятий по усилению дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины на транспорте. Партийным, профсоюзным и хозяйственным органам на транспорте широко разъяснить всем рабочим и служащим, что применение усиленных мер дисциплинарных взысканий должно быть направлено прежде всего против тех отдельных лиц, которые своей дезорганизаторской деятельностью подрывают трудовой энтузиазм подавляющего большинства транспортников и подрывают среди них труддисциплину. Поручить ЦК железнодорожников, водников и местран при проведении перевыборов своих низовых и средних звеньев принять меры к решительному укреплению этих звеньев лучшими рабочими ударниками и квалифицированными работниками — партийцами и рабочими промышленности.
Крайкомам, обкомам и ЦК нацкомпартий обеспечить развертывание массовой и производственной работы на транспорте, для чего выделить ответственных инструкторов по транспорту, восстановить регулярную работу транспортных совещаний. Командировать на два- три месяца членов бюро парткомов и контрольных комиссий, краевых, областных организаций и ЦК нацкомпартий на важнейшие участки транспорта. Партийным организациям в узлах, на станциях
и т. п. провести совместно с хозяйственными и союзными органами инструкторские совещания с посланными от НКПС, союзных организаций и друг, бригадами, втянув в борьбу за дисциплину вею партийную общественность.
ЦК отмечает явно неудовлетворительную работу комсомола на транспорте, в том числе недостаточное участие комсомольцев в подготовке к осенним и зимним перевозкам. ЦК обязывает ЦК ВЛКСМ мобилизовать, кроме нескольких членов ЦК ВЛКСМ, комсомольский актив и широкие массы комсомольцев и рабочей молодежи, как транспортников, так и в известной части промышленных районов с тем, чтобы ударные бригады комсомольцев были передовиками соцсоревнования и ударничества, на деле помогали преодолевать затруднения на транспорте. Поручить ЦК ВЛКСМ совместно с ЦК металлистов и железнодорожников в месячный срок мобилизовать 1.000 комсомольцев из ударников для подготовки на должности помощников машинистов, машинистов и для усиления станционных кадров, особенно на промежуточных станциях.
НКПС в кратчайший срок обеспечить переподготовку комсостава транспорта и квалифицированных работников транспорта, связанных с движением поездов. НКПС принять решительные меры к укреплению и дальнейшему развертыва- нию школ ФЗУ.
Поручить НКПС принять меры к действительному выполнению решения ЦК от 8 мая об уравнении зарплаты транспортников с другими отраслями промышленности. Предложить Наркомторгу СССР руководствоваться следующим порядком снабжения транспортных рабочих: установить одинаковые нормы снабжения с рабочими для работников, связанных с движением поездов: начальников и дежурных по станциям, заведующих маневрами, заведующих бригадами, нарядчиков, начальников районов, их заместителей и для основного инженерно-технического персонала районов. Подтвердить обязательность снабжения железнодорожников по нормам городов списка № 1 и 2 для всех железнодорожных пунктов, совпадающих с этими городами. Снабжение работников дорог — Уссурийской, Забайкальской, Средне-Азиатской, Мурманской и участков дорог — Актюбинск-Казалинск Самаро- Златоустовской ж. д. производить по нормам городов списка № 1. Ввиду особых условий работы паровозных, кондукторских бригад и других поездных рабочих, установить для них дополнительные нормы снабжения хлебом и сахаром в дни нахождения их в поездке. Поручить НКПС, Наркомторгу и ЦК железнодорожников установить твердый контингент железнодорожников, не вошедших в список городов № 1 и 2, которые должны снабжаться по этим спискам. Организовать снабжение железнодорожников из закрытых распределителей, для чего Центросоюзу в месячный срок организовать сеть стационарных закрытых распределителей, а также передвижных вагонов-лавок. Обратить особое внимание на организацию столовых с круглосуточной работой для паровозных и поездных работников в пунктах смены таковых. Обязать Центросоюз принять меры к восстановлению сети буфетов, предоставив льготы для работников транспорта, и предложить Наркомторгу предусмотреть в планах распределения соответствующие фонды. Снабжение железнодорожников возложить на ЦРК, точно установив район деятельности каждого ЦРК, твердо прикрепив всех находящихся на снабжении в данном районе железнодорожников к определенному закрытому распределителю. В местах, где имеются крупные железнодорожные кадры и не имеется ЦРК, организовать специальные горПО для снабжения железнодорожников. При ЦРК организовать специальные контрольно-наблюдательные комиссии в составе 3-5 человек, избираемые пайщиками-железнодорожниками на правах членов правления, которые следят за правильным распределением фондов, правильным их использованием и отчитываются перед пайщиками-железнодорожниками. В аппарате Центросоюза организуется специальная ячейка по планированию и контролю над снабжением железнодорожников. Считать необходимым, чтобы фонды, выделяемые в распоряжение ЦРК для снабжения железнодорожников ни в коем случае не могли быть использованы на другие цели. Наряду с этим обязать областные союзы наметить из местных ресурсов количество продуктов, предназначенных для усиления снабжения железнодорожников.
Москва, 16 сентября. (По радио).