Перед советами сейчас стоят во весь рост гигантские культурные задачи. Всеобщее начальное обучение потребует огромнейшего напряжения сил и внимания не только со стороны органов пролетарского государства, но и с стороны всей советской общественности. Громадное значение имеет материальная база для проведения всеобщего начального обучения. Целиком возложить это на государственный бюджет почти невозможно. Средств самого государства ни в коем случае не хватит для проведения всеобщего начального обучения, – если принять во внимание необходимость постройки большого количества школ, снабжение учащихся учебными пособиями и необходимой одеждой. В помощь государственному бюджету должны быть мобилизованы средства населения.
Эту задачу призваны разрешить мероприятия по самообложению. По этому вопросу недавно издано постановление ЦИК и СНК СССР (от 16 августа 1930 года) и утверждено Положение о порядке организации самообложения ВЦИК и СНК РСФСР от 6 сентября 1930 года (“Известия ВЦИК” от 12 сентября). Положение, утвержденное ВЦИК, предусматривает в специальном разделе обязанности сельских советов и райисполкомов по части самообложения. При осуществлении этой работы необходимо ввести плановость, а поэтому законодательство возлагает на сельские и городские советы обязанность по составлению плана мероприятий, подлежащих проведению на средства самого населения, и по выработке предварительных смет, учитывающих все необходимые по ним расходы.
На райисполкомы возлагается обязанность общего руководства, наблюдения, контроля и оказания реальной помощи сельским советам в деле претворения намеченных мероприятий в жизнь. Райисполкомы обязаны составить общий ориентировочный план “мероприятий межселенного значения, подлежащих осуществлению за счет самообложения”.
Сельским и городским советам дается право “полного или частичного сложения недоимок и пени с маломощных хозяйств, а также предоставления отдельным гражданам отсрочек взноса по самообложению, но не далее, как до конца бюджетного года”. Этот пункт Положения предоставляет советам возможность широко проявить классовый подход при организации и оформлении мероприятий по собиранию средств на удовлетворение культурно-хозяйственных нужд и потребностей данного города и села. Наряду с этим советам необходимо организовать правильное использование средств, поступивших по самообложению. Эти средства включаются в бюджеты городского и сельского совета. Они должны проходить по доходной и расходной части бюджета.
Полными распорядителями средств являются советы. Однако, они могут расходовать эти средства только на удовлетворение тех нужд, на которые они были предназначены, а именно: культурно-просветительные учреждения, органы здравоохранения, устройство и содержание учреждений, работающих по подъёму сельского хозяйства, противопожарной охраны, благоустройство деревни, электрификация селений, дорожное строительство и т. д.
Цели самообложения точно должны быть установлены на общих собраниях граждан, инициативу созыва которых должны взять на себя городские и сельские советы. Ни в коем случае не должно быть допущено неправильное расходование собранных по самообложению средств. Такое расходование будет преследоваться в уголовном порядке. На ревизионные комиссии советов возложена ответственность за проверку не реже одного раза в квартал всей работы советов по проведению данного мероприятия. Не менее двух раз в год совет должен отчитываться перед общим собранием граждан о проведении в жизнь всех мер, связанных с реализацией постановления общего собрания. Положение обязывает совет “поступающие к нему жалобы по самообложению… рассмотреть в течение пяти дней”. Райисполкомы должны следить за тем, чтобы сельсоветы не затягивали этих сроков и действительно во-время разрешали все недоразумения, могущие возникнуть в процессе проведения и оформления этого важнейшего хозяйственно-культурного мероприятия.
Энергичная работа по проведению самообложения безусловно даст большие результаты и пополнит местные бюджеты значительными суммами. Однако, центральное правительство сочло необходимым внести в Положение специальный пункт, воспрещающий «уменьшать бюджетные ассигнования по местным бюджетам на культурно-социальные и хозяйственные нужды». Нет никакого сомнения в том, что найдутся некоторые советы, работники которых не поймут всего огромного значения культурной революции, происходящей в нашем Союзе, н попытаются сократить культурно-социальную часть бюджета в пользу административно-управленческих расходов. Ревизионные комиссии и исполкомы должны в корне пресечь подобного рода явления и ни в коем случае не допускать сокращения ассигновок на культурно-социальные нужды по местному бюджету. Вся работа по проведению в жизнь этого мероприятия должна строиться под углом зрения подъёма культурно-хозяйственной жизни данного района. Особенно огромные задачи стоят перед сельсоветами в области благоустройства деревни. Коллективизирующаяся деревня ни в коем случае не может мириться со старым культурным уровнем. Культурные потребности крестьянства растут с каждым днем. Повсюду организуются школы, создаются новые клубы, расцветают новые рассадники агрономических знаний, возникают очаги нового культурного быта.
Весь этот сложный и бурный процесс приобщения многомиллионной крестьянской массы к социалистической культуре должен быть поставлен под твердое руководство сельсоветов и райисполкомов.
“Известия”, 15 сентября. (По радио)