Екатерину Титову стыдили. На бедняцком собрании в дер. Ст. Мазино ей пред’явлено тяжелое обвинение. — Екатерина Титова, — заявил председатель, — изменила своему классу. — Изменила? — Да. Изменила… Продалась кулаку… Титова сидела в углу так, чтобы скрыться от стыда. Но от стыда не уйдешь. Кулак Пермяков не платил налогов, срывал мероприятия советской власти. Пермякова прижали. Спасительницей кулака оказалась Екатерина Титова. Она спрятала имущество Пермяковых. Титова — активистка, беднячка — оказалась изменницей. — Позор! Позор! — Ну, ты говори, Екатерина, — спрашивали бедняки.—Рассказывай, как прятала — кулацкое добро. Но Титова молчала, как немая, багровея от стыда. Титова не знала, куда скрыться от сотен устремленных на нее глаз. В деревне Ружевка, Мензелинской волости, собрание бедноты обсуждало вопрос об обобществлении скота. И здесь стыдили. Дело в том, что Ружевка в свое время голосовала за колхоз. Одна часть деревни чувствует себя настоящим колхозом и охотно обобществляет имущество, а другая себя колхозом не признает и до сих пор сопротивляется обобществлению. Противодействуют даже некоторые бедняки. Выясняется, однако, что обобществлению, в первую очередь, сопротивляется… правление колхоза. Да, да… Правление колхоза всячески старается оттянуть обобществление скота. И немудрено. В правлении сидят зажиточные, которым невыгодно сдавать в колхоз свое имущество. Вот судите: Василий Наумов имеет две лошади, одного жеребенка-подростка, 2 коровы, 12 голов овец; Леонид Кузьмин—2 лошади, 2 коровы и мелкий скот. А в самом колхозе состоит кулак Ермолай Чумаков, у которого, помимо скота, имеется молотилка, жнейка, сеялка. На этом собрании один бедняк набрался смелости раскрыть жульнические проделки Чумаковых. Фиктивным разделом они пытались «раскулачить» свое хозяйство. Оратор припомнил любопытные эпизоды из хлебозаготовительной практики. — Состоял я в комиссии содействия. На Чумаковых настаивал наложить, как полагается. Тогда Чумаков прислал ко мне жену с угрозами: «Разорить нас хочешь? Мы тебе покажем!..». Вот теперь боюсь, как бы не отомстили в колхозе. По-моему, Чумакова надо выгнать из колхоза… Аргументы достаточно веские, чтобы всей бедняцкой массе поддержать это предложение и выгнать Чумакова из колхоза. Но странно. Некоторые бедняки, присутствовавшие на собрании, не только не голосовали за это предложение, но старались даже пристыдить оратора. — Ты что? Зачем выгонять, выселять? Они нам не мешают… После напряженной работы мы добились решения бедноты об исключении кулаков из колхоза и конфискации их имущества в пользу колхоза. Но и после этого бурного дня остались бедняки, настойчиво отказывавшиеся вступать в колхоз. И не случайно. Ружевка за долгие годы не знает, что такое группа бедноты. Только уполномоченные, приезжавшие сюда, вспоминали о бедняцких мaccax, созывали их для обсуждения важнейших хозяйственных, политических вопросов. Между тем, Ружевка прикреплена к соседнему большому колхозу имени Сталина, где есть актив, партийная и комсомольская ячейка. Возможности для работы с беднотой безграничны. Но эти возможности не использовались. В самом колхозе имени Сталина (недавно создан), как и в Ружевке, никто не знает о группах бедноты. — Мы думали начать работу, — говорят руководители партийной ячейки. Надо отметить, что такими же ответами отделываются и в других местах. Пока работа с беднотой «налаживается», в колхозе им. Сталина вкоренились кулацко – рваческие настроения — убой, разбазаривание скота. Под благосклонным влиянием сельсовета, многие зажиточные хозяйства распродали свой скот. Беднота этим вредным настроениям не дала организованного отпора. Надо рассказать еще один случай, характеризующий полную невнимательность партийных ячеек к работе среди бедноты. Большая деревня Мензелибаш, что на границе Челнинского и Бугульминского кантонов, перешла в колхоз. В разгар весенней сельско – хозяйственной кампании 70 хозяйств подали заявление о выходе из колхоза, среди которых значительная часть бедноты. Конечно, административными мерами легко изолировать кулаков, поднявших это «восстание». Значительно труднее организовать бедноту вокруг совета, вокруг правления колхоза. Партийная ячейка, насчитывающая свыше 20 человек, не задумывалась над вопросами работы среди бедноты. Бедняцкие группы в Мензелибаше не созданы были, ре гулярная работа среди бедноты не велась. Результаты — часть бедноты подпала под влияние кулачества. Что же можно сказать о деревнях и колхозах, где нет и одного партийца? Работа среди бедноты — на задворках, в «текущих делах» партийных ячеек. Слабость работы среди бедноты особенно четко вырисовывается сейчас, на фоне выросшего политического самосознания бедняцкой массы. Небывалые сдвиги, проходящие сейчас в деревне — результат возросшей активности бедноты. Классовое самосознание оттачивалось и оттачивается в боях с кулачеством. Хлебозаготовки подняли на небывалую высоту активность бедняцких масс деревни. Эта активность еще с большей силой проявляется на колхозном фронте. Мы были свидетелями, когда в Мензелинской волости бедняки – активисты создавали крупные колхозы «без особых приглашений» представителей из волости. Бедняки, несомненно, идут в головной колонне коллективизации, открыто разоблачая кулачество, настойчиво добиваясь ликвидации его, как класса. Исчезла былая застенчивость и боязнь на деревенских собраниях. Разве не величайшим фактом классового самосознания является случай в деревне Ст. Мазино? Энтузиазм бедняцких масс, однако, не соответствует организационному обслуживанию, руководству беднотой со стороны партийных ячеек. Активность бедноты не только не снимает с повестки дня вопрос о руководстве, организационном закреплении бедняцких групп, но еще с большей ответственностью ставит эти задачи перед партийными ячейками в деревне. Mиx. Е—в.