Вопрос о кадрах—один из важнейших вопросов, стоящих: перед партией. В подготовке кадров для промышленности, сельского хозяйства, в подготовке культурных кадроа мы за последние годы имеем чрезвычайно большие количественные и качественные сдвиги. Большая работа ж течение этого года проводилась и сейчас проводится по реорганизации системы, ускорению сроков подготовки специалистов по различным отраслям хозяйственной и культурной работы, усилению элементов специализации в нашей учебе. Мы имеем огромное расширение контингентов учебных заседаний, значительные достижения в проведении производственной практики и общей реформы учебного дела. В шстекшем году у нас имеется ряд начинаний в области приближения системы; технического образования к рабочим. Одним из первых начинаний в этом отношении является организация втуза на Вахитовском заводе, вечернего техникума в Заречье и предполагаемая организация втуза на Вондюжском заводе.
Итоги работы наших техникумов по их перестройке и более быстрой и луч шей подготовке специалистов выражаются примерно в следующем. Все техникумы в прошлом году дали 591 чел. специалистов. В этгом году они дают 1750 чел. Качественный и социальный состав техникумов значительно улучшился. Рабочие и батраки вместо 15 проц. к общему составу составляют 22 проц., женщины вместо 37 проц.—42,7 проц. Первый весешний набор в техникумы, проведенный в этом году, составляет 983 чел. и дал 88,7 проц. рабочих и крестьян.
Количество вузош и втузов в ТР значительно расширяется я подлежит дальнейшему расжпирению. Вместо 6 высших учебных заведений, которые мы имели в прошлом году, мы имеем сейчас 10. Проводится большая работа по специализации этих учебных заве дений и прикреплеяшю их к соответст вующим центральным хозорганам. Рост продукции вузов большой. В 1928—29 г. все наши учебн. заведения дали 776 специалистов. В этом же году они выпустят 1336 чел., что достигнуто реформой учебного дела,, ускорением темпов подготовки. В прошлом году во все наши учебные заведения было принято 1450 чел. В этом же тоду—3600 чел. т.е. в два с половиной раза больше, при чем 50 проц. принимается за счет ТР. Рабочая прослойка а наших вузах поднялась с 13,6 проц. до 18,2 проц., парт- тийное и комсомольское ядро выросло с 28,8 проц. до 36 щроц.
Самая серьезная задача, которая сейчас пред нами стоит—это задача обеспечить организацшонно планомерную подготовку новых кадров из рабочих и ‘ бедняцко-середняцкшх масс крестьянства для поступление в вузы. В этом году на различных курсах готовятся к осеннему набору в вузы 1500 человек, в прошлом же году было подготовлено всего 190 человек. Из 1500—44,7 проц. составляют рабочие от станка. Нам нужно проделать еще большую работу, чтобы обеспечить увеличение притока рабочих и бедноты в вузы, особенна за счет отсталых национальностей, где темп вовлечения епце сильно отстает от общего темпа приема в вузы.
Мы имеем значительный перелом и в подготовке кадров иаучных работников. Основная масса профессуры добросовестно ведет работу вместе с нами в области перестройки вузов. Один из старых наших вузов—Ветинститут, который возглавляется беспартийным профессором Болем. по отзывам инспектуры НКПроса РСФСР, оказался наиболее подготовленным, наиболее решительным в проведении директив партии по вопросу о перестройке вузов. Благодаря известному шерелому, происшедшему среди профессуры, мы имеем и перелом в нашей втузовской работе, в подготовке научной смены. Увеличился институт выдвижешцев-студентов в научные работники. Этот институт насчитывает теперь 200 человек, при чем, 45 из них рабочие и 105 крестьяне, членов партии и комсомола 114 человек. Это довольно болышое и серьезное достижение, которое нужно развивать дальше.
Необходимо отметгить значительный перелом в настроешии кругов наших научных работников и специалистов, особенно специалистов, работающих на производстве. В результате усвоения многими из них генеральной линии партии и пятилетнегго плана мы имеем значительную тягу научных работников и специалистов в партию. У нас в Казани подано несколько десятков заявлений о желании вступить в партию. Эти зявления продолжают поступать и многих, из числа подавших их можно в должно принять.
Истекший год является годом, когда партия заострила гораздо большее, чем до сих пор, внимание на вопросах культурной революции. В этом году гораздо острее, чем до сих пор, чувствуется, что выполнение пятшлетнего плана и в промышленности и в сельском хозяйстве без соответствующей работы, без соответствующего культурного под’ема трудящихся масс является невозможным.
В национальной Татарской республике вопросы культуршой революции имеют исключительно (большое значение. Культурный поход т этом году в части ликбеза дал значительные результаты. Несмотря на ряд трудностей, около 150 тыс. охвачено работой по ликвидации неграмотности и вверх этого около 80 тыс. охвачено работой по ликвидации неграмотности на яшалифе. Мы имеем некоторые успехи и: в деле агропохода. Конечно, эти успехи нвсовсем таковы, как их рисуют в цифрах. Ведь каждый уважающий себя кантон меньше чем сотнями тысяч не о итерирует. Но если скинуть очень большую часть этих цифр, вычеркнуть шарочку нулей в конце цифры, то всетаюи совершенно бесспорно, что некоторые успехи, большие чем в предыдущие годы, в агропоходе мы лее же имеем. В этом году, не в пример предыдущему, нам удалось достигнуть больших успехов в вовлечении студентов в аястивное участие в культпоходе.
Крайне слабо обстоит у нас еще до сих пор дело с обслуживанием колхозов. У нас нет еще ни по линии Нар- комздрава, ни по линии Наркомпроса сколько нибудь серьезных, конкретных планов, конкретных мероприятий, которые показывали бы колхозникам, что советская власть и партия выделяют их из числа других крестьянских хозяйств и проводят ряд специальных мероприятий в отноядении культурного обслуживания колхозников.
С осени 1930 г. нам в ТР предстоит ввести всеобщее обязательное обучение. Это мероприятие должно явиться грандиознейшим сдвигом в народном образовании и культурном под’еме трудящихся Татарской республики. Но вместе с тем это очень большая и трудная задача, проведение которой требует уже сейчас чрезвычайно напряженной работы, подготовляющей успешное практическое осуществление этой задачи. Все дети 8-летнего возраста должны быть охвачены школами в обязательном порядке. Это значит, что нужно организовать обучение свыше 80 тыс. детей, открыть 658 школьных комплектов, дать школе новых 1200 преподавателей. Эти цифры как нельзя лучше свидетельствуют о том, что задача эта очень большая, сложная и серьезная и нужно сейчас принять все меры к тому, чтобы обеспечить нормальное проведение и практическое осуществление ев с осени 1930 г.
Наряду со всеобщим обучением, с открытием новых школ и т. д., задача качественного укрепления нашей школы не должна быть снята ни в коем случае с очереди, ибо целый ряд недостатков в качественном состоянии нашей школы, и очень серьезных недостатков, мы имеем до сих пор.