Реконструкция промышленности и коллективизация сельского хозяйства требуют новых людей, способных не только технически выполнять производственный процесс, но и быть одновременно организаторами социалистического производства.
Перед советской трудовой школой стоит сейчас особая задача — подготовить развитых людей как в общеобразовательном, так и в политехническом отношениях.
Задача превращения теперешней словесной школы в политехническую трудна, нет накопленного опыта, нет достаточно хорошо подготовленных специалистов, слаба материальная база. Однако, эти «объективные» причины не должны задержать политехнизации наших школ. Возможности у нас есть.
ФЗС может и должна теснейшим образом увязать свою работу с работой промышленных предприятий и превратиться как бы в цех, выполняющий определенные производственные функции. Это налагает на промышленность некоторые обязательства по оказанию школам помощи в оборудовании при них мастерских или выделению внутри предприятия места для работ учащихся. Производственный план мастерской надо увязать с общим промфинпланом предприятия. Школа и предприятие должны быть частями единого хозяйственного организма, ответственными: школа — за работу предприятия, предприятие за работу школы.
На такой же принципиальной и производственной основе должна быть установлена связь и зависимость между ШКМ и совхозом, колхозом. Там, где прикрепление школ к промпредприятиям, совхозам и колхозам в этом же году осуществлено быть не может, необходимо создать центральные мастерские (цехи), организующие все производственные процессы по определенному плану.
Политехнизм ни в какой степени не должен снизить общеобразовательного уровня учащихся. Наоборот, только при этих условиях мы можем дать молодому поколению действительное образование, теснейшим образом увязанное с задачами социалистического строительства.
Большое значение приобретает политехнизация школы для нас — в условиях национальной республики. Громадный недостаток квалифицированных работников из националов вызывает необходимость вводить политехнизм в первую очередь в татарских и нацменских школах.
Надо отметить, что идея политехнизма среди широких масс трудящихся популяризирована слабо. До сих пор общественные организации никакого практического участия в этом деле не проявили. Только в самый последний момент при ТНКПросе начала работать специальная комиссия с участием хозяйственников, комсомола, профсоюзов и др. общественных организаций.
Во всей этой огромной работе, трудной и новой, мы рассчитываем на помощь и активное участие передовых рабочих и колхозников. Комсомол должен быть застрельщиком политехнизма на местах и главной движущей силой, осуществляющей под руководством партии одну из важнейших политических задач по коренному переустройству советской школы.