В свое время историки 60-ые годы представляли «эпохой великих реформ», когда «пО мановению царя» на головы верноподданных посыпались милости, как из рога изобилия. На самом же деле архивные сокровищницы доказывают, что в конце 50-х — начале 60-х г. г. крестьяне «отнюдь не сидели смирно» (Покровский), а Ленин и не зная архивных материалов, считал это время одним из примеров революционной ситуации в России. В деревне накануне вынужденной реформы 1861 г. нарастали элементы революционной войны. Между крестьянами удельными, казенными и крепостными устанавливался общий фронт, к которому местами примыкали и солдаты, поднималось громадное движение против откупов, отмененных именно потому, что они стали одним из источников крестьянской революции. И вот в Казанском крае это движение в 1861 г. уже перерастало в крестьянскую революцию.
А именно после опубликования манифеста 19 февраля 1861 г. в с. Бездна, Спасского уезда, Казанской.. губ. возникли волнения крестьян на почве их давних ожиданий полной воли. Движение охватило уезды: Спасский, Лаи- шевский и Чистопольский, затронуло также Самарскую и Симбирскую губернии и продолжалось около месяца. Несмотря на его мирный характер, оно было жестоко подавлено расстрелом безоружной толпы крестьян с. Бездна 12 апреля 1861 г., при чем после этой экзекуции флигель – ад’ютанту (из Петербурга), производившему ее, казанские дворяне дали торжественный обед!
«Щаповская история» более или менее известна. После того, как в Казани разнеслась весть об экзекуции в с. Бездна и о дворянском обеде, студенты духовной академии совместно со студентами университета организуют на Арском кладбище панихиду по погибшим крестьянам. Речь баккалавра духовной академии и преподавателя Казанского университета Щапова была, конечно, центральным моментом демонстрации, особенно, если принять во внимание под’ем, с которым она была произнесена и который передавался слушавшим его демонстрантам. В частности, «сам» Александр II пожелал вскоре узнать содержание речи. Сохранился подлинный текст, написанный рукой Щапова и опубликованный только в 1923 году*. В ней Щапов говорил:
«…и вы, други, первые… пали искупительными жертвами деспотизма, за давно ожидаемую всем нзродом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений… Земля, которую вы возделывали, плодами | которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, — эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе… Мир праху вашё1иу и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!»…
Историк Казанской духовной академии Знаменский, желая, повидимому, «обелить» академию от «поклепа», что в ней воспитался такой передовой человек, как Щапов, в следующем освещении передает «дело о куртинсксй панихиде».
Панихиду служили священник И. Яхонтов, с начала 1861 г. «приватно» слушавший академические лекции, «человек, кажется, уже изрядно тронутый современным либерализмом, и М. Якимов, студент академии, — «едва-ли даже понимавший важность того шага, который делал». Причт кладбищенской («Куртин- ской» — по казанскому выражению) церкви тоже принял участие в панихиде, «будучи сбит с толку студентами университета и Яхонтовым. При эктеньях местный священник и Якимов… поминали просто «убиенных рабов божиих», а Яхонтов с прибавлением «убиенных за свободу и любовь к отечеству». По окончании службы на амвон проворно веко- I чил экзальтированный баккалавр русской истории Щапов, преподававший русскую историю – в университете и совсем запутавшийся там в тогдашнем либеральном движении, и своей обычной быстрой I скороговоркой, захлебываясь от волнения, произнес либеральную речь… Речь эта, представлявшая Христа демократом, одним из пророков свободы, погибшим от военного Пилатовского суда, прирав- нившая к числу таких пророков и безд- нинского возмутителя крестьян А. Петрова, затем прославлявшая убитых крестьян, как мучеников за политическую свободу и в заключение провозглашавшая виват народно – демократической конституции, придала всей этой студенческой манифестации окончательно политический характер. Всех участников на панихиде было свыше 400 человек. Часам к 5 вечера она кончилась… На вечернем донесении дежурного, что в академии все благополучно, ректор написал: «Хотя внутри академии не было беспорядков, но день нельзя назвать благополучным».
На другой же день было предложено Щапову ректором академии подать в отставку, при чем прошение, помеченное 17 апреля, было переправлено на 8-ое, а журнал правления об увольнений подписан 15-м числом. Через несколько дней он под арестом высылается из Казани в Петербург.
Д. Каракозов зачисляется в Казанский университет 22 августа 186-1 г. и сразу же попадает во взбаламученное студенческое море, т. к. с одной стороны, все студенчество еще находится»,,под. недавним впечатлением «панихиды» к Ожидает возмездия за нее, а с другой — приходят Сведения о начавшихся студенческих волнениях в других городах,’ Атмосфера в университете была сильно накалена. Все новые и новые разночинские массы вливаются в университет, перешагивая через ставившиеся им на пути рогатки.
Под чье влияние они попадают? Под влияние уже прошедших «огонь и воду» своих старших товарищей.
«Когда я в первый раз шел к этому святилищу, — пишет известный И. М. Красноперое про свое поступление ‘В университет в 1862 г., — дыхание у меня сперло от волнения, в душу мою проникал какой-то священный благоговейный трепет». И вот таких новичков, типичг ным из которых является Красноперов, тянет к студентам, уже окруженным ореолом славы борцов за народ.
Влияние Щапова на тогдашнее студенчество Казани ярко рисует тот же И. Красноперов. Упоминая про своих хороших Друзей — К. В. Лаврского и Бирюкова, он пишет про них, что они были «люди очень рззвитые, беспредельно добрые ,.ко всем нуждающимся, во всем искавшие прекрасного, даже в самом отверженном существе искавшие искры божией, — это были ученики Щапова. Нравственное обаяние личности Щапова, его огненная речь к студентам о необходимости изучения русского мужика, его нужд, его умственного просвещения сделали из них истых демократов, борцов за права угнетенных и униженных. Они жили, думали идеями Щапова».
Начался новый (1861-62) учебный год и, в отлииче от предшествующего, с первых же его месяцев развернулось и студенческое движение, достигшее небывалых еще в Казанском университете размеров. Политический заряд, заложенный Щаповым, тг Желал он этого или нет, — в сознании студентов,- под влиянием общей революционной ситуации в стране
— разрядился.
Казанских ‘студентов заставило ускорить начало их , .«действий»- получение известий о движении петербургских студентов. В 1861 году казанские студенты впервые осознали себя частью общей студенческой армии, начавшей борьбу за буржуазные реформы в университетах и в стране. Возможность таких «единых действий» всего российского студенчества прекрасно сознавало и правительство, учитывая, по- видимому, опыт «единых действий» крестьянства конца 50-х и начала 60-х г. г. Действительно, исполняющий должность попечителя 26 сентября получает от министра просвещения «телеграфическую депешу», в которой тот сообщал, что, вследствие беспорядков, закрыт Петербургский университет. Если в Казанском университете «возникнут замешательства», требующие «сильных мер», министр предложил попечителю в той же телеграмме по соглашению с губернатором, «употребить те же средства». Эти «средства» вскоре и были пущены в действие.
Студенты Казанского университета, желая поддержать своих товарищей (питерских), вспоминают про многолетнюю незавершенную еще «историю» с Боль- цаки и, воспользовавшись ею лишь как
подходящим предлогом, идут в количестве 30 человек теперь уже к попечителю (7 октября 1861 г.) с жал&бой на неудовлетворительное преподавание им фи- I зпк-и. Попечитель об’явил им, что жалоб от них «скопом» принимать он не имеет права. Вместе с тем, эти же студенты просили его о неудалеиии из города одного из исключенных студентов (Олиге- ра). Не получив .удовлетворения, студенты продолжали свои «сборища» уже в стенах университета в течение того же дня, 7 октября, разойдясь лишь по появлении ректора и инспектора для-сообще- I пня студентам ответа попечителя. А на другой день студенты «скопищем, чело– век в 150, силою вломились» в квартиру,
и. д. инспектора Яшиневского, подозревавшегося ими в лживых донесениях попечителе — требовали об’яснения.
| «Не имея праза входить в об’яснения с толпой студентов, он отказал им в этом и вслед за тем раздались из толпы студентов крики: «Вон! Вон! Не надо нам инспектора. У нас нет инспектора!».
В итоге всего этого, 8 октября совет, университета, напуганный известиями о петербургских и московских событиях, прекращает чтение лекций, при чем совет, «возмущенный поступками студентов в квартире инспектора и члена совета, считая себя оскорбленным ими», просил попечителя принять меры для производства следствия с целью открыть виновных «очевидно подлежащих суду уголовному».
Лишь только университет был закрыт, в него губернатором вводится рота батальона внутренней стражи под начальством майора Вержбицкого, которому «в видах сосредоточения власти» было поручено и полицейское управление в университете, с содействием со сторонь1 университетских чиновников, помощника инспектора и др. Еще до прибытия этой стражи в студенческой читальне собралась большая толпа студентов, которая «громогласно кричала при руко« плескании ура и браво», когда читала об’явление о закрытии, университета. Прибыла стража. Студенты разошлись, но «некоторые из них оставались с полчаса на улице и делаш ребяческие выходки против кн. Вяземского, инспектора н караула, который они называли новыми воспитанниками университета».
М. Корбут.
(Окончание завтра).