БЕССИСТЕМНОМУ, ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ, ХАЛТУРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ РАБОЧЕГО КЛАССА ПОРА ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ

В КАЗАНИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРГАНИЗОВАН ФИЛИАЛ ОБЩЕСТВА „МУЗЫКА—МАССАМ”

В культурном развитии рабочего класса, социалистической переделке и оформле­нии нового быта искусство вообще, и му­зыка в частности — играют очень боль­шую роль.

! Как же обстоит дело с музыкальным обслуживанием в Казани? Еще осенью 1929 года «Красная Татария» била трево­гу:

— Казань лишена планового и систе­матического музыкального обслужива­ния.

— Казань не имеет единого художест­венного центра, ведающего и контроли­рующего приглашение всех гастролеров.

— Эстрада отдана во власть работни­ков – разовиков и предоставлена сама себе.

— Обеденные перерывы на предприя­тиях за исключением радио, да и то не

повсюду, организованно не обслужива­ются.

—Контроля и помощи в работе само­деятельных кружков не оказывается.

—   Дети не обслуживаются.

—Записи национальной татарской му­зыки почти совершенно не издаются, на­ходятся в руках отдельных лиц, что сильно затрудняет широкую популяри- еацию татарских народных мелодий и перевод татарских песен на другие языки.

Обо всем этом писалось и говорилось Осенью. В результате тревога оказалась не напрасной. Бывший директор Большо­го театра тов. Спиридонов в своем пись­ме в редакцию обещал постановки пла­новых концертов в свободные от спек­таклей дни, бесперебойные выезды кол­лектива для обслуживания обеденных пе­рерывов и многое другое.

Что же получила Казань за осень, зи­му и весну 1929 – 30 года? Концерты Со­бинова, Смирнова, Поыорцевой, Цесеви- ча, Гельцер и… все. Чем был» связаны эти гастроли? Чем руководились устрои­тели при выборе именно этих гастроле­ров, а не других? Какие политическо – художественные цели имелись в виду? Неизвестно! Добрая половина гастролей была совершенно не нужна рабочему слу­шателю. Небольшой процент гастролей, при несомненно художественных досто­инствах, был неприемлем из-за архаиче­ского, столетней давности, репертуара.

Политической установки при органи­зации концертов совершенно не было. К оперным спектаклям нельзя было пред’являть строгих требований, т. к. работа их протекала в очень ненормаль­ных условиях, без материальной базы, ■помещения и т. д. Симфонический ор­кестр при внесении, конечно, необходи­мых поправок в его конструкцию, имев­ший все права на существование, распал­ся после первого же выступления. Вы­ступления квартета им. Вильома не были организованы, и квартет вынужден был снять свои гастроли.

Все это протекало на фоне повышен­ных требований Казани, именно к музы­ке, на фоне того, что все без исключе­ния музыкальные выступления прекрасно и охотно посещаются, на фоне того, что рабочие просят дать им музыку, но му­зыку хорошую и близкую по содержа­нию к сегодняшнему дню. Факты сами говорят за себя. Дело, снова повторяем, в плохой организации, в пло­хой постановке музыкально­го обслуживания Казани.

Что было удачно за истекший период так это выступление Ленинградского Литературно . музыкального монтажа. Заслуживала исключительного внимания постановка татарской оперы «Эшче», от­решившейся и по содержанию и по му­зыкальному оформлению от старых опер­ных традиций. Удачно был организован вокальный квартет с его художествен­ным, 

политически приемлемым репертуа­ром. И, наконец, работа 2- 3 самодея­тельных кружков: оркестра ф – ки «Спар­так», хора связистов, живой газеты вод­ников и т. д. Но все это хорошее зарож­далось самотеком, без общего плана и руководства.

Предоставленное на произвол судьбы, являющееся лишь средством наполнить кассу, музыкальное дело в Ка­зани не развивается, а глох­нет, не служит орудием куль­туры, а скатывается к безот­ветственнейшей халтуре.

Казань должна иметь центр, об’единяющий и контролирую­щий все без исключения про­фессиональные и самодея­тельные музыкальные начина­ния. Таким центром может явиться создание филиала мо­лодого рабочего о б-в а «Музы- к а—м а с с а м», которое рассматривает искусство, в частности музыку, лишь в нераздельной связи со всем социально­культурным развитием нащей страны.

Задача О-ва: «систематическое раз­вертывание музыкальной культуры в ин­тересах социалистического строительст­ва, приспособление ее к нуждам этого строительства и распространение ее на миллионные массы пролетариата и тру­дового крестьянства».

Общество считает, что культурная пе­рестройка нашего быта немыслима без музыки. Музыка должна стать организа­тором коллективистических настроений массовой зарядки, должна быть средст­вом борьбы с неорганизованностью, раз­гильдяйством, алкоголизмом и т. д. Об­щество считает музыку средством поли­тической агитации, требует борьбы за новые революционные музыкальные фор­мы, за отображение в музыке процессов труда, требует реорганизации оперного искусства. 

подготовлять инженеров-производствен- ников и инженеров – исследователей. О сроках обучения пока вопрос еще окон­чательно не решен. Но установка центра такова: инженеров – производственников готовить в 3 года, а исследователей — в 4 года.

Не решен также вопрос и о специа­лизации институтов. Предварительно установлена специализация в химико – технологическом институте по основной химии, жирам и маслам; в инженерно – строительном — по коммунальному и до­рожному строительству. Специализация коммунальников будет расщепляться, в свою очередь, на санитарный и строи­тельный уклоны.

Нас не могут, конечно, удовлетворить

Общество добивается расширения ра­бот по изучению и распространению му­зыки разных народов, как средства аги­тации и пропаганды’ идей интернацио­нальной классовой солидарности. Обще­ство популяризирует произведения со­ветских композиторов и исполнителей.

С другой стороны «Музыка—массам» борется против аполитичности в музыке, против беспредметности, слащавости, цыганщины, пессимизма и упадочничест­ва.

В задачу Общества входит помощь в расширении сети музыкального образо­вания и в работе самодеятельных круж­ков путем распространения через них му­зыкальных знаний и навыков.

Общество борется за удешевление му­зыкальных инструментов, за изучение ин­струментов всех народов Советского со­юза, за улучшение нотно – издательского дела с целью приспособления его к самым широким массовым протребностям. По­следнее особенно важно в условиях на­циональной республики.

В задачу Общества входит и максималь­ное расширение концертного дела с про­движением его, главным образом, в рабо­чие районы и с ориентировкой на мас­сового рабоче . крестьянского слушате­ля.

Велико значение этого Общества, как проводника классовой пролетарской по­литики в музыке. Открытие филиала

смо­жет целиком оздоровить и поставить на правильные рельсы музыкальное обслу­живание Казани. Концерты, работа само­деятельных кружков, музыкальные номе­ра эстрады, опера, радио, кино-музыка, об’единенные единым идейным руковод­ством, смогут сообща выполнить постав­ленную перед ними уже давно и в раз­нобой выполняемую задачу участия в со­циалистической стройке.

На-днях редакция «Красной Татарии» предполагает созвать первое организаци­онное собрание по вопросу об открытии в Казани филиала общества «Музыка —массам».            И. Самборская.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще