В культурном развитии рабочего класса, социалистической переделке и оформлении нового быта искусство вообще, и музыка в частности — играют очень большую роль.
! Как же обстоит дело с музыкальным обслуживанием в Казани? Еще осенью 1929 года «Красная Татария» била тревогу:
— Казань лишена планового и систематического музыкального обслуживания.
— Казань не имеет единого художественного центра, ведающего и контролирующего приглашение всех гастролеров.
— Эстрада отдана во власть работников – разовиков и предоставлена сама себе.
— Обеденные перерывы на предприятиях за исключением радио, да и то не
повсюду, организованно не обслуживаются.
—Контроля и помощи в работе самодеятельных кружков не оказывается.
— Дети не обслуживаются.
—Записи национальной татарской музыки почти совершенно не издаются, находятся в руках отдельных лиц, что сильно затрудняет широкую популяри- еацию татарских народных мелодий и перевод татарских песен на другие языки.
Обо всем этом писалось и говорилось Осенью. В результате тревога оказалась не напрасной. Бывший директор Большого театра тов. Спиридонов в своем письме в редакцию обещал постановки плановых концертов в свободные от спектаклей дни, бесперебойные выезды коллектива для обслуживания обеденных перерывов и многое другое.
Что же получила Казань за осень, зиму и весну 1929 – 30 года? Концерты Собинова, Смирнова, Поыорцевой, Цесеви- ча, Гельцер и… все. Чем был» связаны эти гастроли? Чем руководились устроители при выборе именно этих гастролеров, а не других? Какие политическо – художественные цели имелись в виду? Неизвестно! Добрая половина гастролей была совершенно не нужна рабочему слушателю. Небольшой процент гастролей, при несомненно художественных достоинствах, был неприемлем из-за архаического, столетней давности, репертуара.
Политической установки при организации концертов совершенно не было. К оперным спектаклям нельзя было пред’являть строгих требований, т. к. работа их протекала в очень ненормальных условиях, без материальной базы, ■помещения и т. д. Симфонический оркестр при внесении, конечно, необходимых поправок в его конструкцию, имевший все права на существование, распался после первого же выступления. Выступления квартета им. Вильома не были организованы, и квартет вынужден был снять свои гастроли.
Все это протекало на фоне повышенных требований Казани, именно к музыке, на фоне того, что все без исключения музыкальные выступления прекрасно и охотно посещаются, на фоне того, что рабочие просят дать им музыку, но музыку хорошую и близкую по содержанию к сегодняшнему дню. Факты сами говорят за себя. Дело, снова повторяем, в плохой организации, в плохой постановке музыкального обслуживания Казани.
Что было удачно за истекший период так это выступление Ленинградского Литературно . музыкального монтажа. Заслуживала исключительного внимания постановка татарской оперы «Эшче», отрешившейся и по содержанию и по музыкальному оформлению от старых оперных традиций. Удачно был организован вокальный квартет с его художественным,
политически приемлемым репертуаром. И, наконец, работа 2- 3 самодеятельных кружков: оркестра ф – ки «Спартак», хора связистов, живой газеты водников и т. д. Но все это хорошее зарождалось самотеком, без общего плана и руководства.
Предоставленное на произвол судьбы, являющееся лишь средством наполнить кассу, музыкальное дело в Казани не развивается, а глохнет, не служит орудием культуры, а скатывается к безответственнейшей халтуре.
Казань должна иметь центр, об’единяющий и контролирующий все без исключения профессиональные и самодеятельные музыкальные начинания. Таким центром может явиться создание филиала молодого рабочего о б-в а «Музы- к а—м а с с а м», которое рассматривает искусство, в частности музыку, лишь в нераздельной связи со всем социальнокультурным развитием нащей страны.
Задача О-ва: «систематическое развертывание музыкальной культуры в интересах социалистического строительства, приспособление ее к нуждам этого строительства и распространение ее на миллионные массы пролетариата и трудового крестьянства».
Общество считает, что культурная перестройка нашего быта немыслима без музыки. Музыка должна стать организатором коллективистических настроений массовой зарядки, должна быть средством борьбы с неорганизованностью, разгильдяйством, алкоголизмом и т. д. Общество считает музыку средством политической агитации, требует борьбы за новые революционные музыкальные формы, за отображение в музыке процессов труда, требует реорганизации оперного искусства.
подготовлять инженеров-производствен- ников и инженеров – исследователей. О сроках обучения пока вопрос еще окончательно не решен. Но установка центра такова: инженеров – производственников готовить в 3 года, а исследователей — в 4 года.
Не решен также вопрос и о специализации институтов. Предварительно установлена специализация в химико – технологическом институте по основной химии, жирам и маслам; в инженерно – строительном — по коммунальному и дорожному строительству. Специализация коммунальников будет расщепляться, в свою очередь, на санитарный и строительный уклоны.
Нас не могут, конечно, удовлетворить
Общество добивается расширения работ по изучению и распространению музыки разных народов, как средства агитации и пропаганды’ идей интернациональной классовой солидарности. Общество популяризирует произведения советских композиторов и исполнителей.
С другой стороны «Музыка—массам» борется против аполитичности в музыке, против беспредметности, слащавости, цыганщины, пессимизма и упадочничества.
В задачу Общества входит помощь в расширении сети музыкального образования и в работе самодеятельных кружков путем распространения через них музыкальных знаний и навыков.
Общество борется за удешевление музыкальных инструментов, за изучение инструментов всех народов Советского союза, за улучшение нотно – издательского дела с целью приспособления его к самым широким массовым протребностям. Последнее особенно важно в условиях национальной республики.
В задачу Общества входит и максимальное расширение концертного дела с продвижением его, главным образом, в рабочие районы и с ориентировкой на массового рабоче . крестьянского слушателя.
Велико значение этого Общества, как проводника классовой пролетарской политики в музыке. Открытие филиала
сможет целиком оздоровить и поставить на правильные рельсы музыкальное обслуживание Казани. Концерты, работа самодеятельных кружков, музыкальные номера эстрады, опера, радио, кино-музыка, об’единенные единым идейным руководством, смогут сообща выполнить поставленную перед ними уже давно и в разнобой выполняемую задачу участия в социалистической стройке.
На-днях редакция «Красной Татарии» предполагает созвать первое организационное собрание по вопросу об открытии в Казани филиала общества «Музыка —массам». И. Самборская.