ПАЛОМНИЧЕСТВО МУСУЛЬМАН В МЕККУ — ОСНОВА БЮДЖЕТА ХИДЖАСО-НЕДЖСКОГО КОРОЛЕВСТВА

(К ПРАЗДНИКУ КУРБАН-БАЙРАМ)

Ежегодно в последний месяц мусульман­ского лунного года, дзу-ль-хаджж, му­сульмане всех главнейших направлений, сект и толков ислама совершают палом­ничество на «родину» своей религии — Мекку. В 10-й день этого месяца, после совершения ряда предварительных об­рядов, «правоверные» приносят жертвы в долине Мина, близ Мекки. Обычай этот заимствован мусульманами от предше­ствовавшего исламу национально-араб­ского культа мекканского «святилища» Каабы, которое также почитается в исла­ме, как «дом божий» (бейт аллах).

Для последующего оправдания в глазах «правоверных» этого заимствования «язы­ческого» торжественного праздника, не­когда сопровождавшегося приношением (помимо животных) человеческих жертв, исламом был заимствован и библейский миф о принесении Авраамом своего сына Исаака (в челаме — Исмаила) в жертву, и чудесной замене этой жертвы «нис­посланным» бараном. В подражание и в знак солидарности с этим сказочным сюжетом, будто бы и установлено ежегод­ное приношение жертв и совершение це­лого ряда других религиозных церемо­ний как в Мекке, так и во всем осталь­ном мусульманском мире, где в эти дни проводится ид-аль-адха или курбан бай- рам (то же самое: тю-арабски и по-турец- ки), т. е. праздник приношения жертв.

Каждому мусульманину вменяется в обязанность (считающуюся высшей сте­пени необходимостью — «фарз»), раз в жизни совершить это приношение и свя­занные с ним церемони в Мекке. С этой целью мусульмане и предпринимают еже­годно хаджж или паломничество в «свя­щенную» область Аравии Хиджас, где находится Мекка.

Обычай паломничества мусульман так­же взят от «неверных» предшествен­ников. И так же, как и во времена «язы­чества» хаджж преследовал интересы торговой аристократии Мекки, так же и при исламе, воспринявшем его, главным образом, по политическим мотивам, он являлся и является источником крупных доходов прав),ящйх кругов Хиджаса.

Население последнего почти совершен­но оторвано от какого-либо производи­тельного труда и существует доходами, получаемыми от хаджжиев. С этой целью (по древнемоу, «языческому» прообразу союза «хомс», который во времена «не­ведения» обслуживал пилигримов) насе­ление «священной» области ислама раз­бито на ряд корпораций, с большою тща­тельностью распределяющих между со­бою паломников. Так, существует и суще­ствовала раньше целая организация об- служивателей (так называемых мутаввн- фов), в ведение которой поступали «рус­ские» паломники, при чем последние рас­пределялись среди мутаввифов согласно городам и районам, из которых они при­были. Всем этим делом заведывал специ­альный «Комитет по делай хаджж а».        

ХИДЖАС-КЛЕЩ НА ТИП – ГРУДЯЩИХСЯ ВОСТОКА, ЕЖЕГОДНО ВЫСАСЫВАЮЩИЙ ИЗ НИХ ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

Хаджж, это—наибольший, почти един­ственный доход не только жителей «про­славленной» Мекки и «города пророка», Медины, которую также посещают му­сульмане-паломники, но и всего об’еди- ненного Хиджасо-Неджского государства, образованного в конце 1924 года и воз­главленного представителем одного из крупных направлений ислама — вахха­бизма, Ибн-Саудом. Значение хаджжа, как единственного источника валютных дохо. дов Хиджасо • Неджского королевства, естественно, обязывает ко многому его правительство,с некоторых пор лишенное дотаций из щедрого кармана Великобри­тании.

Оно обязывает Хиджасо-Неджское ко­ролевство, которое, очевидно, не хочет допустить краха своей «независимости»,

—  поставить дело грабежа хаджжиев на высоту, достаточную для бездефицитного существования государственного аппара­та. Для того, чтобы это стало ясным, взглянем, из чего и как сложился бюд­жет сего «священного» королевства в истекшем 1928-29 хозяйственном году.”

Валютные доходы от хаджжа 1929 го­да определяются в 4,5—5 мнлл. фун­тов стерлингов. (Около 60 миллионов рублей). Сумма эта складывается, главным образом, из средств, выкачиваемых из паломников, а также, — незначительная ее часть, — образуется из различных «благотворительных» пожертвований тех или иных стран ислама шейхам «священ­ной» области. Вот приблизительный под­счет слагаемых этого «божественного» бюджета. В указанном 1928-29 году (вер­нее — в сезоне хаджжа 1929 года) коли­чество паломников равнялось 75 тыся­чам, что является довольно мизерной циф­рой по сравнению с предыдущими года­ми, когда число хаджжиев неоднократно превышало 200.000 человек Паломники «оставили» в Хиджасе следующие сум­мы:

По расходам паломвнвков на жизнь в Хиджасе (питание и проч.) 2.510.000 ф. ст.

За транспорт, обслуживающий их

—  670.000 фунтов стерлингов.

И еще:

Расходы паломников в пользу прави­тельства 1.140.000 фунтов стерлингов.

Таким образом, паломники оставили, или, вернее, были обобраны в Хиджасе на 4.320.000 фунтов стерлингов, — тогда как доход всей страны равнялся всего навсего 4.330.000 фуи. стер. Отсюда, ясно, что доходы от хаджжа покрывают все расходы государства «священной» обла­сти. Бюджет хаджжа.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ ПРЕКРАТИТ УЗАКОНЕННЫЙ ГРАБЕЖ И СОРЗЕТ С

ХИДЖАСА ЕГО „ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ ‘

И это вовсе не исключительный бюд­жетный год. Эвальд Банзэ вынужден был написать, что «Хиджас не только священная земля; он еще играет роль па­разита, живущего на чужой счет, и, по< добно жадному клещу, впился в кожу, магометанских народов» Мы говорим о Э. Банзэ, что он вынужден был написать это, потому что этот буржуазный ученый, признавая паразитарное существование Хиджаса—и хаджж как источник этого существования, старается оправдать самый хаджж. Он пишет:

«Но желательно ли прекращение этого обычая хождения на поклонение? Никоим образом. Свет потерял бы от этого один из своих романтичных уголков, которые без того пропадают с каждым годом, и это было бы так печально, как если с прекрасной женщины сорвать жемчужное ожерелье. Хиджас должен остаться та­ким, как он есть, недоступным и фана-: тическим, исключительно предоставлен-: ным магометанскому туризму, так как, кроме этих достоинств, в нем нет ниче­го».

Понятно, мы не можем присоединить­ся к этому сюсюкающему эстету, по сути выболтавшему здесь с большой наивно­стью мечты и стремления империалистов. Революционный пролетариат не раз — н с большой пользой— срывал с «прекрас* ной женщины»,— если она была классо­вым врагом,-^- «жемчужное ожерелье», и то же сделает (он уже начал это делать) со всеми паразитами, участниками и за­щитниками эксплозтацвя, «духовного» и светского грабежа, под каким бы соусом они не скрывались, — и хаджж не явит с я исключ ени е_и. _ Никакое улучшения условий совершения хаджжа не может в какой бы то ни было сте­пени явиться обстоятельством, оправ­дывающим его существование. Наоборот: всякое «улучшение», Всякая «механиза­ция» хаджжа является усовершенствова­нием и «механизацией духовного» одура­чивания и материального ограбления па- ломников, среди которых большая часть —трудящихся. То же следует сказать и о местных курбанах.

Кроме этого, хаджж является ареной ‘политической и экономической борьбы господствующих классов стран ислама и местом закулисной «работы» воинству­ющего азиатского и европейского импе­риализма. Пользуясь большим авторите­том хаджжа, политические и финансовые дельцы почти всех капиталистических стран стараются использовать это «рели­гиозное» торжество в своих целях. Здесь сводятся самые разнообразные полити­ческие счеты, для которых основная мас­са хаджжиев часто является «опытным» полем, где пропагандируются различные политические идеи, которые с помощью раз’езжающихся по всем уголкам мира хаджжиев должны стать достоянием ши­роких кругов мусульманского Востока.

Таков хаджж, это «священное» учреждение ислама. Его «работа» — позорная страница в истории человечества, свиде­тельствующая, как в шкурных интересах небольшой кучки государственной и купе­ческой знати, а также духовенства, это последнее, одурачивая миллионы руково­димых км «правоверных»,— вело и ведет их по пути заведомого грабежа и гибели. Едва ли даже «чудеса» Лурда и связан­ное с ним паломничество, или пилигрим- ство к «стене плача» в Иерусалиме, или «дубу Авраама» в Хевроне, являющвЕеся своего рода шедеврами шантажной прак­тики христиаЕЕства и иудейства, едва-ли даже эти «образцы» смогут поспорить с «благочестивым» хаджжем по количеству физических и «духовных» калек, — не упоминая уже о беззастенчиво ограблен- ных миллионах паломников.

Борясь против всего, что является оп-: лотом эксплоатации, грабежа и идеоло­гического развращения трудящихся масс, безбожники должны бороться — вв они борются— и против хаджжа и связанных с ним местных курбанов.

Люциан Климович.

^Заметим, что помимо календарного ген да, в Хиджасе имеется так называемый финансовый год, официально установлсЕЕ- ный (для подрядов) с 1 раджаба мусуль­манского лунного года. Таким образом, 1928-29 хозяйственный год Хиджаса на­чался 14 декабря 1928 года и кончился 3 декабря 1929 года.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще