Ежегодно в последний месяц мусульманского лунного года, дзу-ль-хаджж, мусульмане всех главнейших направлений, сект и толков ислама совершают паломничество на «родину» своей религии — Мекку. В 10-й день этого месяца, после совершения ряда предварительных обрядов, «правоверные» приносят жертвы в долине Мина, близ Мекки. Обычай этот заимствован мусульманами от предшествовавшего исламу национально-арабского культа мекканского «святилища» Каабы, которое также почитается в исламе, как «дом божий» (бейт аллах).
Для последующего оправдания в глазах «правоверных» этого заимствования «языческого» торжественного праздника, некогда сопровождавшегося приношением (помимо животных) человеческих жертв, исламом был заимствован и библейский миф о принесении Авраамом своего сына Исаака (в челаме — Исмаила) в жертву, и чудесной замене этой жертвы «ниспосланным» бараном. В подражание и в знак солидарности с этим сказочным сюжетом, будто бы и установлено ежегодное приношение жертв и совершение целого ряда других религиозных церемоний как в Мекке, так и во всем остальном мусульманском мире, где в эти дни проводится ид-аль-адха или курбан бай- рам (то же самое: тю-арабски и по-турец- ки), т. е. праздник приношения жертв.
Каждому мусульманину вменяется в обязанность (считающуюся высшей степени необходимостью — «фарз»), раз в жизни совершить это приношение и связанные с ним церемони в Мекке. С этой целью мусульмане и предпринимают ежегодно хаджж или паломничество в «священную» область Аравии Хиджас, где находится Мекка.
Обычай паломничества мусульман также взят от «неверных» предшественников. И так же, как и во времена «язычества» хаджж преследовал интересы торговой аристократии Мекки, так же и при исламе, воспринявшем его, главным образом, по политическим мотивам, он являлся и является источником крупных доходов прав),ящйх кругов Хиджаса.
Население последнего почти совершенно оторвано от какого-либо производительного труда и существует доходами, получаемыми от хаджжиев. С этой целью (по древнемоу, «языческому» прообразу союза «хомс», который во времена «неведения» обслуживал пилигримов) население «священной» области ислама разбито на ряд корпораций, с большою тщательностью распределяющих между собою паломников. Так, существует и существовала раньше целая организация об- служивателей (так называемых мутаввн- фов), в ведение которой поступали «русские» паломники, при чем последние распределялись среди мутаввифов согласно городам и районам, из которых они прибыли. Всем этим делом заведывал специальный «Комитет по делай– хаджж а».
ХИДЖАС-КЛЕЩ НА ТИП – ГРУДЯЩИХСЯ ВОСТОКА, ЕЖЕГОДНО ВЫСАСЫВАЮЩИЙ ИЗ НИХ ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
Хаджж, это—наибольший, почти единственный доход не только жителей «прославленной» Мекки и «города пророка», Медины, которую также посещают мусульмане-паломники, но и всего об’еди- ненного Хиджасо-Неджского государства, образованного в конце 1924 года и возглавленного представителем одного из крупных направлений ислама — ваххабизма, Ибн-Саудом. Значение хаджжа, как единственного источника валютных дохо. дов Хиджасо • Неджского королевства, естественно, обязывает ко многому его правительство,с некоторых пор лишенное дотаций из щедрого кармана Великобритании.
Оно обязывает Хиджасо-Неджское королевство, которое, очевидно, не хочет допустить краха своей «независимости»,
— поставить дело грабежа хаджжиев на высоту, достаточную для бездефицитного существования государственного аппарата. Для того, чтобы это стало ясным, взглянем, из чего и как сложился бюджет сего «священного» королевства в истекшем 1928-29 хозяйственном году.”
Валютные доходы от хаджжа 1929 года определяются в 4,5—5 мнлл. фунтов стерлингов. (Около 60 миллионов рублей). Сумма эта складывается, главным образом, из средств, выкачиваемых из паломников, а также, — незначительная ее часть, — образуется из различных «благотворительных» пожертвований тех или иных стран ислама шейхам «священной» области. Вот приблизительный подсчет слагаемых этого «божественного» бюджета. В указанном 1928-29 году (вернее — в сезоне хаджжа 1929 года) количество паломников равнялось 75 тысячам, что является довольно мизерной цифрой по сравнению с предыдущими годами, когда число хаджжиев неоднократно превышало 200.000 человек Паломники «оставили» в Хиджасе следующие суммы:
По расходам паломвнвков на жизнь в Хиджасе (питание и проч.) 2.510.000 ф. ст.
За транспорт, обслуживающий их
— 670.000 фунтов стерлингов.
И еще:
Расходы паломников в пользу правительства 1.140.000 фунтов стерлингов.
Таким образом, паломники оставили, или, вернее, были обобраны в Хиджасе на 4.320.000 фунтов стерлингов, — тогда как доход всей страны равнялся всего навсего 4.330.000 фуи. стер. Отсюда, ясно, что доходы от хаджжа покрывают все расходы государства «священной» области. Бюджет хаджжа.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ ПРЕКРАТИТ УЗАКОНЕННЫЙ ГРАБЕЖ И СОРЗЕТ С
ХИДЖАСА ЕГО „ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ ‘
И это вовсе не исключительный бюджетный год. Эвальд Банзэ вынужден был написать, что «Хиджас не только священная земля; он еще играет роль паразита, живущего на чужой счет, и, по< добно жадному клещу, впился в кожу, магометанских народов» Мы говорим о Э. Банзэ, что он вынужден был написать это, потому что этот буржуазный ученый, признавая паразитарное существование Хиджаса—и хаджж как источник этого существования, старается оправдать самый хаджж. Он пишет:
«Но желательно ли прекращение этого обычая хождения на поклонение? Никоим образом. Свет потерял бы от этого один из своих романтичных уголков, которые без того пропадают с каждым годом, и это было бы так печально, как если с прекрасной женщины сорвать жемчужное ожерелье. Хиджас должен остаться таким, как он есть, недоступным и фана-: тическим, исключительно предоставлен-: ным магометанскому туризму, так как, кроме этих достоинств, в нем нет ничего».
Понятно, мы не можем присоединиться к этому сюсюкающему эстету, по сути выболтавшему здесь с большой наивностью мечты и стремления империалистов. Революционный пролетариат не раз — н с большой пользой— срывал с «прекрас* ной женщины»,— если она была классовым врагом,-^- «жемчужное ожерелье», и то же сделает (он уже начал это делать) со всеми паразитами, участниками и защитниками эксплозтацвя, «духовного» и светского грабежа, под каким бы соусом они не скрывались, — и хаджж не явит с я исключ ени е_и. _ Никакое улучшения условий совершения хаджжа не может в какой бы то ни было степени явиться обстоятельством, оправдывающим его существование. Наоборот: всякое «улучшение», Всякая «механизация» хаджжа является усовершенствованием и «механизацией духовного» одурачивания и материального ограбления па- ломников, среди которых большая часть —трудящихся. То же следует сказать и о местных курбанах.
Кроме этого, хаджж является ареной ‘политической и экономической борьбы господствующих классов стран ислама и местом закулисной «работы» воинствующего азиатского и европейского империализма. Пользуясь большим авторитетом хаджжа, политические и финансовые дельцы почти всех капиталистических стран стараются использовать это «религиозное» торжество в своих целях. Здесь сводятся самые разнообразные политические счеты, для которых основная масса хаджжиев часто является «опытным» полем, где пропагандируются различные политические идеи, которые с помощью раз’езжающихся по всем уголкам мира хаджжиев должны стать достоянием широких кругов мусульманского Востока.
Таков хаджж, это «священное» учреждение ислама. Его «работа» — позорная страница в истории человечества, свидетельствующая, как в шкурных интересах небольшой кучки государственной и купеческой знати, а также духовенства, это последнее, одурачивая миллионы руководимых км «правоверных»,— вело и ведет их по пути заведомого грабежа и гибели. Едва ли даже «чудеса» Лурда и связанное с ним паломничество, или пилигрим- ство к «стене плача» в Иерусалиме, или «дубу Авраама» в Хевроне, являющвЕеся своего рода шедеврами шантажной практики христиаЕЕства и иудейства, едва-ли даже эти «образцы» смогут поспорить с «благочестивым» хаджжем по количеству физических и «духовных» калек, — не упоминая уже о беззастенчиво ограблен- ных миллионах паломников.
Борясь против всего, что является оп-: лотом эксплоатации, грабежа и идеологического развращения трудящихся масс, безбожники должны бороться — вв они борются— и против хаджжа и связанных с ним местных курбанов.
Люциан Климович.
^Заметим, что помимо календарного ген да, в Хиджасе имеется так называемый финансовый год, официально установлсЕЕ- ный (для подрядов) с 1 раджаба мусульманского лунного года. Таким образом, 1928-29 хозяйственный год Хиджаса начался 14 декабря 1928 года и кончился 3 декабря 1929 года.