Пока в столице обсуждали все больше глобальные проекты, жители провинции решали проблемы самые приземленные.
Навестить десятимесячного малыша, рождение которого до сих пор официально не оформлено, отправились в село Шелангу сотрудники верхнеуслонской службы соцзащиты и органов опеки. Сигнал о «брошенном» ребенке посеял тревогу, особенно учитывая последние события в стране вокруг «детской темы».
Как сообщает местная «Волжская новь», маленького Богдана растит его бабушка – 65-летняя Надежда Никонова. Мальчик родился в апреле прошлого года, и через два месяца его мамаша приехала с ним на родину из Казани. Оставила ребенка под присмотр на несколько дней. А сама – пропала.
Надежда Федоровна во внуке души не чает. Она зорко следит за чистотой и порядком в доме, обстирывает и выкармливает мальчонку. Члены комиссии из райцентра воочию убедились в этом.
Встретив посторонних, пожилая женщина стала умолять не забирать у нее Богдана. Но не в том, разумеется, была цель приезда инспекторов.
Малыш не имеет свидетельства о рождении, у него нет страхового полиса. А ведь оформив необходимые документы, бабушка смогла бы получать на ребенка пособие, бесплатное детское питание, лекарства. Богдану, оказывается, не сделана ни одна медицинская прививка. Местный фельдшер, правда, исправно навещает мальчика, но, не имея полиса и медкарточки, не может сделать для него большего.
Никоновы остро нуждаются в поддержке органов соцзащиты. Тем более что на воспитании у Надежды Федоровны находится еще и старшая внучка. К тому же в одном доме с ними живет семья второй ее дочери. Вопрос: каково пожилой женщине, у которой на руках трое внучат? Но та на судьбу не ропщет: «Я живу только благодаря детишкам. Когда они рядом, на душе спокойно».
Нет сомнений: Богдану сделают бумаги, дадут путевку в жизнь. Только как мириться с подлостью матери-кукушки? Она и бабушка-героиня – два родных человека, а какая пропасть между ними!
В прошлом году Нурлатский район был одним из немногих в республике, испортившим общие позитивные демографические показатели. Естественная убыль населения, информирует газета «Дружба», здесь составила 170 человек. Количество зарегистрированных браков упало с 525 до 411.
Особенно резко «просела» сельская местность. В чем здесь причина, ни для кого не секрет. Деревни стареют, молодежь уезжает в города. И винить ее в этом нельзя: покидать родные пенаты заставляет отсутствие работы. Из этого вытекает другая проблема – на селе много холостяков. Отсутствие стабильного заработка, возможности прокормить семью, очевидно, отбивает желание брать за нее ответственность.
Результат? Возьмем, к примеру, Бурметьевское сельское поселение. Там на 13 малышей в прошлом году пришлось 48 умерших. В селе 49 одиноких мужчин, в прошлом году здесь зарегистрировали лишь одну семейную пару.
Очевидно: среди сельчан немало потенциальных пар, половинки которых просто не могут обрести друг друга. Может быть, их нужно познакомить? Подвести друг к другу буквально за руку? А почему бы и нет!
Так родилась у сотрудников ЗАГСа идея призвать на помощь… свах. И клубы знакомств открыть. Будет ли толк – увидим через год-другой.
Пока наши люди раскачиваются, приезжие идут в рост. В мамадышском селе Дусаеве поселилась бойкая супружеская пара из Китая. Они заняли пустовавший несколько лет дом, вывесив на его крыше красный флаг КНР, а недавно приобрели земельный участок, вознамерились разбить сад.
Познакомившись с приезжими поближе, корреспондент «Вятки» выяснил, что Пулина и Ресяти – татары по национальности и приехали на историческую родину из города Чиху в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, где, как известно, компактно проживают тюрки. Когда-то, после Октябрьской революции, туда эмигрировал дед Пулины, зажиточный торговец. Кстати, татарский аналог ее имени – Флера, мужа – Рашит.
Китайские татары стремятся связать свою судьбу с соплеменниками, берегут культурные и религиозные традиции. Вот и работник телевидения Рашит, когда четверть века назад узнал, что по соседству живет чистокровная татарка, да еще и учительница, поспешил с ней познакомиться. Вскоре у них родились две дочери, одна из которых три года на-
зад поступила на бывший журфак КФУ. Именно вслед за ней родители и отправились искать счастья на гостеприимную татарстанскую землю.
Вернуться к корням вознамерился и арчанин Айрат Султанов. Два года назад он выкупил помещения предприятия «Национальная обувь» – некогда гордости республики. Того самого, что выпускало легендарные расшитые ичиги и чувяки. Того самого, где сам Айрат Миннесалихович
Сердце кровью обливалось, пишет «Арский вестник», когда приходилось видеть брошенные цеха с уникальным швейным оборудованием. Еще обиднее было за людей, умения которых стали никому не нужными, а главное – оставшихся без средств к существованию.
Поразмыслив, Султанов решил возродить производство. Задумка поначалу казалась нереальной. Но, как говорят, глаза боятся – руки делают.
Пригласил Айрат-абый к сотрудничеству двух швей-мотористов и шесть вышивальщиц-надомниц. Все откликнулись с радостью. Кожу предприниматель добывает на ежегодных выставках-продажах в Москве. Оборудование взял в долг у временного управляющего предприятия-банкрота и уже через год расплатился. Открыл небольшой магазин. Вскоре заказы пошли не только со всей округи, но и из Казани, Москвы и даже из-за рубежа.
Лиха беда начало?
Подарить вторую жизнь тальянке
На вес золота ценят талант Рустема Абузярова землякибуинцы. В очередь выстраиваются, чтобы мастер отремонтировал их гармони.
О том, что музыка обладает волшебной силой, известно каждому. Но ничто не вечно под луной, стареют и музыкальные инструменты. По словам Рустема Хазиахметовича, если часто играешь, появляются поломки. А при ремонте на помощь приходит умение слушать музыку. «Мои рабочие инструменты – плоскогубцы, пинцет, клей, запасные железки да великое терпение», – поделился мастер с газетой «Знамя».
Не все могут возить инструмент на ремонт в Казань или кудато еще. Вот и идут люди к Абузярову – между прочим, руководителю местного филиала ДОСААФ.
Дома у Абузярова – настоящий музей гармошек. Есть здесь хромка, тульская, саратовская тальянки, баяны, ливенка. Сам вырос в музыкальной семье, обеим дочерям мастер привил любовь к трехрядке. Их дружная семья для окружающих – настоящий свет в окошке.