Пока в столице обсуждали глобальные проекты, жители провинции решали приземленные проблемы.
После 60-летней разлуки свиделся со своей дочерью житель деревни Малая Буинка, ветеран Великой Отечественной войны Хабир Юсупов.
Всю жизнь Люба была уверена, что отец погиб на фронте. По крайней мере, так говорила ее мать, которой не стало почти 15 лет назад. Люба была уверена, что, кроме сына, у нее не осталось на свете ни одного близкого человека. Но недавно получила весть, из-за которой потеряла покой.
…В 1944 году Хабир Юсупов был призван в действующую армию и направлен на Западную Украину, где пришлось воевать с бандеровцами. Здесь познакомился со сверстницей Анной. Молодые полюбили друг друга, у них родилась дочь. У обоих был горячий нрав, так что со временем супруги стали с трудом уживаться, хотя, казалось, души не чаяли друг в друге. Хабир трижды уходил из семьи и трижды возвращался, порвав однажды уже купленный билет на московский поезд.
И все же судьба разлучила их навсегда. Аня от обиды сожгла мосты, уехав с пятимесячной дочкой в Сибирь. А Хабир, вернувшись на родину, снова женился и народил еще шестерых дочерей-красавиц. Самая младшая из них, Лилия, решила свести отца на склоне его лет с первой супругой (рассчитывая, что та жива), а заодно познакомиться со своей сводной сестрой. К тому времени Хабир-ага уже был одинок – вторая жена умерла. Поиски длились не один год, но все же увенчались успехом. Люба, пишет буинская газета «Знамя», жила сравнительно неподалеку – в городе Печора Республики Коми.
На нежданно-негаданную встречу с отцом, которому 85 лет, Любаша захватила солдатскую фляжку – давний подарок Хабира матери, который та завещала беречь как зеницу ока. Поведала дочка, что всю жизнь любила матушка «погибшего» отца, даже замуж больше никогда не выходила.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Сразу двух «вторых мам» обрел Максим Лошманов – шестилетний житель чистопольского поселка Крутая Гора, переживший на улице возле родного дома настоящую драму. Он катался вечером на велосипеде и угодил в открытый канализационный люк.
В тот день, сообщают «Чистопольские известия», здесь велись очистные работы, и по чьей-то халатности колодец остался даже неогражденным. Пацан с головой ушел в нечистоты, только белая кепка плавала по поверхности.
К счастью, рядом оказались две ученицы местной кадетской школы – Наталья Петрова и Лейсан Давлетшина. Общими усилиями подняли они Максима и оказали пострадавшему первую медицинскую помощь. А тут подоспела «скорая». Максима откачали.
Девчата, без сомнения, молодцы. Остался лишь вопрос: где крышку колодца забудут закрыть в следующий раз?
Беда обрушилась на голову членов семьи Титовых из Мензелинска. Сгорел их дом на улице Комсомольской. Хотя пожарные вполне могли бы спасти имущество погорельцев. Посудите сами. Пожарные, пишет «Мензеля», прибыли на место ЧП не в экипировке, а в майках и шлепках на босу ногу. Огнеборцы долго возились со шлангами, не могли завести насос. А когда систему отладили, выяснилось, что рукава дырявые, вода из них била в стороны.
Если бы не директор местных коммунальных сетей, приславший поливальную автоколонну, дело могло бы обернуться еще большим уроном – огонь мог бы перекинуться на соседние дома…
А вот в водопроводных кранах у верхнеуслонцев вода пропадает все чаще. Правда, пока только по выходным и понедельникам. Еще свежи в памяти прошлогодние массовые мытарства, когда из-за жары подача воды прекращалась на недели. Люди измучились и устали.
На этот раз никаких особых природных катаклизмов, слава богу, не было. Просто плановая профилактика. Прискорбно, однако, сетует «Волжская новь», что людей об отключениях никто не предупреждал. Оказавшись без воды, они кинулись к единственному ближайшему роднику. Стоять в очереди за живительной влагой приходилось часами. При этом потребителям запретили даже заикаться о перерасчете – якобы долги населения и масштабы воровства воды в частном секторе колоссальные.
Произошедшее остро поставило вопрос о строительстве районного водозабора. Чем дальше, тем выше запросы потребителей, армия которых из-за близости к Казани растет год от года.
В Аксубаеве водную проблему решили с помощью… плотины. Ее ударными темпами сооружают на русле реки Малая Сульча. С весны выше райцентра по течению провели масштабные очистительные и углубительные работы. Завезли несколько тысяч кубов грунта, начали бетонировать берега. Соорудили сливную систему и даже шлюз для экстренного спуска воды. Поодаль на берегу разбили пляж и сквер.
Все бы хорошо, размышляет «Сельская новь», только повадились аксубаевцы в Сульчу нечистоты сливать. И не только бытовые. Отработанные стоки систематически сбрасывают в реку местный маслодельный завод, районная больница и даже баня. Обидно, уважаемые сельчане!
Очнуться от спячки заставляет несознательных граждан мэрия Набережных Челнов. «Каждый четверг в 7 часов утра на площади перед Домом культуры «Энергетик» проходит массовая утренняя зарядка», – прочитал один из пунктов плана городских мероприятий на неделю корреспондент «Вечерних Челнов». И отправился проверить, кто встает так рано, чтобы столь публичным способом размять косточки.
Выяснилось, что на общегородскую зарядку приходит от силы человек 10-15, почти все – пенсионеры. И – ни одного чиновника, на которых, собственно, мероприятие рассчитано.
Не впечатляет, согласитесь. Но, быть может, лиха беда начало?
между прочим
Столыпин в Чулпанове
Последний царский реформатор Петр Столыпин бывал в нынешнем нурлатском селе Чулпаново. Газета «Дружба» выясняла, с какой целью.
Столыпин приезжал в Казанскую губернию, когда еще был губернским предводителем дворянства в городе Ковно (ныне Каунас, Литва). В Чулпаново он отправился, чтобы утрясти вопрос наследства. Дело в том, что его жена получила здесь во владение от отца имение с почти пятью тысячами десятин земли.
В Чулпанове Столыпин провел несколько недель в знойном августе 1899-го. «Были у меня чулпановские и куклинские старики, просили продать им отрезки, – сообщал он жене. – Я, конечно, ничего продавать не желаю и угостил их водкой». Видимо, будущий реформатор еще не созрел для решительных перемен в укладе народной жизни.
Тем не менее Столыпин задумывал сделать Чулпаново высокодоходным имением. Для этого надо было вырубить лес на болотах и превратить их в луга. Увы, из-за его хронической занятости планам поднять местное хозяйство не суждено было сбыться…
e-mail: lebedev@rt-online.ru