Такое нельзя забыть и простить

Уважаемая редакция! Все ближе 65-летие Победы над фашизмом, и мне в связи с этим с новой силой вспоминается поездка в концлагерь Бухенвальд, где я побывала с группой туристов из Татарстана в августе 1972 года.

Уважаемая редакция! Все ближе 65-летие Победы над фашизмом, и мне в связи с этим с новой силой вспоминается поездка в концлагерь Бухенвальд, где я побывала с группой туристов из Татарстана в августе 1972 года.

Думаю, многие помнят песню Вано Мурадели на слова Александра Соболева “Бухенвальдский набат” в исполнении Муслима Магомаева. 10 апреля, в День памяти жертв холокоста и заключенных нацистских концлагерей, снова прозвучал колокол Бухенвальда по жертвам фашизма.

Первое, что я увидела в Бухенвальде, – это старые темные ворота с циничной надписью на немецком “Каждому – свое”. Мы, участники поездки, возложили венок из цветов на место, где в августе 1944 года был расстрелян вождь немецкого пролетариата антифашист Эрнст Тельман.

Помнится, день был пасмурный, накрапывал мелкий дождь, и дул прохладный ветер. В этих местах, на высоте более пятисот метров над уровнем моря, говорят, всегда дуют ветры. Фашисты использовали это явление природы – постоянный ветер – в наказание над заключенными. Тех ставили рядами мерзнуть на голом плацу под открытым небом на несколько часов. После подобного стояния на площади оставались десятки трупов.

Через этот концлагерь прошли около четверти миллиона людей, 56 тысяч умерли от голода, пыток, болезней.

На днях исполнилось 65 лет, как в Бухенвальде восстали заключенные. Они обезоружили охрану, в результате обрела свободу 21 тысяча людей.

Только после войны мир узнает, что с 1936 года на территории Германии и оккупированных ею стран действовало 22 крупных концлагеря с сотнями филиалов. Помимо Бухенвальда, самые страшные из них – Равенсбрюк, Заксенхаузен, Освенцим, Майданек. За годы войны в них содержались 18 миллионов человек, 11 миллионов из которых были уничтожены. Концлагеря были настоящими фабриками смерти, где нацисты проявляли изуверское отношение к заключенным.

Днем и ночью горели печи Бухенвальда, и валил густой черный дым из труб крематория. Живописные окрестности Веймара, культурной столицы Германии, где жили поэты Гете и Шиллер (чьи книги гитлеровцы бросали в костер вместе с другой классической литературой), были наполнены запахом горелого человеческого мяса. В этом аду только самые мужественные и стойкие оставались людьми, не теряли свое человеческое достоинство и даже помогали слабым. С самого основания лагеря проявлялась братская солидарность и зарождалось движение Сопротивления. Узникам, работавшим на предприятиях города, удавалось проносить разобранное по частям оружие, читать запрещенную литературу, слушать нелегально радиопередачи…

На территории концлагеря бараков мы не увидели, на их месте оставили общий фундамент, поверхность которого выложили черным булыжником. Квадратных камней было много, и у каждого была надпись с номером барака и указанием, кто здесь содержался: итальянцы, румыны, французы, русские, евреи, подростки.

Нам показали камеры пыток, печи крематория в большом здании, где сжигали умерших. Фашисты не успевали уничтожать всех, кого планировали, – слишком много было их, и тогда трупы просто бросали в вырытые поблизости ямы. Их обнаружили после войны.

За стеклом стендов мы увидели орудия пыток, человеческие волосы, обувь разного размера, мужскую, женскую, детскую. За стеклами находились изделия, предметы разного назначения из человеческой кожи. Их решили оставить для мемориального комплекса. Невозможно смотреть на эти свидетельства нацистских преступлений без содрогания.

В Бухенвальде и сегодня функционирует мемориальный комплекс – с его стелами, гробницами, улицами Наций и Освобождения, памятником жертвам, башней Освобождения с колоколом… Наши дети и правнуки должны знать о преступлениях фашистских извергов, которые вынашивали преступные идеи превосходства одной нации над другой, своей религии над другими. Как поется в “Бухенвальдском набате”, люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир.

Зоя САФИУЛЛИНА.

Зеленодольск.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще