Уважаемая редакция! Сегодня в средствах массовой информации много говорят о предстоящих Олимпийских играх в Сочи и Всемирной универсиаде в Казани. Решения и графики подготовки спортивных объектов принимаются на высшем уровне.
А вот на одном из недавних заседаний Госсовета России разговор шел о другом – об упадке физической культуры, “демографической яме”, большом количестве дистрофиков среди призывников в армию. Одна из причин, на которой в этой связи акцентировал внимание глава государства, – недостаток физических нагрузок для школьников. В результате, как было сказано, призывник не может даже подтянуться на перекладине!
Дело, как мне кажется, не столько в недостатке питания (хотя однообразие рациона, бесспорно, имеет место быть – одна картошка да хлеб до хорошего не доведут), как утверждал один уважаемый функционер из мира спорта. Дело все-таки в другом – в отсутствии массовости физической культуры. Все мы знаем, как много стало в школах ребят с букетом хронических заболеваний, худых, без нормальной мышечной массы. В итоге перед призывом в армию военные действительно часто создают группы новобранцев с дополнительным питанием. Появились немыслимые ранее понятия: “отмазать”, “откупить”, “откосить”. И вот уже речь идет о коррупции в военкоматах и призывных медицинских комиссиях.
Конечно, служить тяжело было во все времена. И в мою молодость существовала так называемая “дедовщина”. Но это не значит, что мы опускали руки.
Как же помочь подрастающему поколению со здоровьем?
Первое. В школы необходимо вернуть медицинские кабинеты (раньше они были в каждой сельской школе). Это очевидно. Врачи должны проводить постоянные медосмотры детей, рекомендовать профилактическое лечение и оздоровление.
Второе. Необходимо вернуть популярность физической культуре. Несмотря на все усилия, уровень доверия к этому школьному предмету сегодня опустился ниже плинтуса. Его обесценили экономические реформы, национальные и общеобразовательные проекты, программы, планы… В регионах вводятся всяческие нормативы финансирования образовательных учреждений, корректирующие коэффициенты…
Третье. Необходимо вернуться к апробированной системе подготовки по форме “Будь готов к труду и обороне” (БГТО), отлично зарекомендовавшей себя в прошлом. Нужно сделать бесплатным (или за чисто символическую плату) доступ детей в спортивные школы. Обучение в них сегодня выливается в сумму от полутора тысяч рублей ежемесячно. Сомневаюсь, может ли позволить себе такие деньги средняя российская семья, живущая в небольшом городе или селе.
В школах нет простейшего спортивного инвентаря для проведения уроков. Поэтому уроки по физкультуре заменяют другими предметами, в лучшем случае прогулками на улице! Дети давно забыли про лыжную подготовку.
Как известно, у нас построено немало спортивных объектов, но подсчитывал ли кто-нибудь коэффициент их полезного действия? Чиновники требуют от тренеров рентабельности, окупаемости, при том что тарифы на энергоносители растут, а значит, растут и цены на услуги спортшкол. Но позвольте: разве можно говорить в данной сфере о рентабельности?
Что бы ни говорили о приобретении легионеров из-за рубежа и перекупке спортсменов из других команд, подобная практика все равно неверна по своей сути. Покупка одного легионера может оставить десятки спортшкол без спортинвентаря и квалифицированных тренеров на тот же срок. Конечно, болельщики и фанаты в восторге от своих спортивных кумиров. А вот лично мне становится грустно за мальчишек, которые остаются за бортом занятий физической культурой, а значит, здорового образа жизни.
Уверен: всем нам будет обидно, если неудачи Ванкувера повторятся уже на наших спортивных площадках. А чтобы этого не случилось, нужно хотя бы поначалу вложить средства в подрастающее поколение и его здоровье.
Н.РАФИКОВ.
Мастер спорта СССР,
заслуженный работник
физической культуры РТ.
Лениногорск.