Любопытный факт в преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне обнаружили журналисты зеленодольской районной газеты. В прошлом году они опубликовали воспоминания ветерана Николая Солодова, утверждавшего, что в местном лагере для военнопленных он видел немецкого генерала. Сведения ветерана подтвердились.
Краевед Анас Зайнуллин, изучив документы в Национальном архиве Татарстана, утверждает, что в Зеленодольске содержался отнюдь не один высокопоставленный фашистский офицер. Он обнаружил приказ №49 от 11 марта 1948 года, подписанный начальником Управления лагеря военнопленных №119 подполковником А.Петровым. В нем он отдал распоряжение старшему лейтенанту А.Смирнову, руководившему лагерным отделением №1 (лагерь, вероятно, находился в поселке Красная Горка), поставить на довольствие семь немецких генералов.
Нашелся и другой, не менее убедительный документ. Это раздаточная ведомость №40 денежного вознаграждения военнопленных за март-апрель 1948 года, в которой перечислены фамилии тех самых генералов.
Кто же они? Генерал пехоты Карл Шпехт и генерал авиации Курт Пфлюгбайль – оба кавалеры Рыцарского креста с дубовыми листьями. Как известно, это одна из высших наград третьего рейха. Первый – участник боев под Брестом, Гомелем, Черниговом и Москвой, с 1944 года – командующий войсками двадцатого военного округа, а в конце войны – командир корпуса, оказавшего ожесточенное сопротивление нашим войскам в районе косы Хель (Польша). Второй – командующий первым воздушным флотом, действовавшим на северном участке советско-германского фронта.
Это также контр-адмирал Понтер Хорстман, попавший в плен в должности инспектора воинских пополнений города Штеттина (ныне Щецин, Польша); адмирал Герман фон Фишель, который, будучи в отставке, командовал батальоном фольксштурма (народного ополчения) при обороне Берлина. Остальные генералы вермахта – Эрвин Герлах, Готфрид Вебер и Карл фон Ле Сюир.
Сейчас трудно сказать, сколько они пробыли в Зеленодольске (приказа об их убытии Анас Зайнуллин так и не нашел), но по имеющимся документам – не менее двух месяцев. С какой целью их сюда привозили? Были ли здесь другие нацистские генералы?
На эти вопросы ответить пока невозможно, поскольку часть архивных материалов по лагерю №119 до сих пор недоступна для исследований.
А как сложилась дальнейшая судьба этих генералов? По данным “Зеленодольской правды”, в 1950 году их, за исключением Германа фон Фишеля, умершего еще до суда, приговорили к 25 годам заключения за совершенные военные преступления. Уже осужденными на территории СССР скончались Карл Шпехт (в 1953 году) и Карл фон Ле Сюир (в 1954-м). Остальные в середине 1950-х были репатриированы в ФРГ как неамнистированные преступники и, попав на родину, были освобождены. Видимо, западногерманские власти посчитали, что свое они уже получили.
Вскоре после возвращения не стало Курта Пфлюгбайля (1955 год) и Эрвина Герлаха (1957). Через год в автоаварии погиб Готфрид Вебер. Всех больше повезло Понтеру Хорстману, который в 1993 году в возрасте 99 лет умер в швейцарском Базеле.
Юрий ТАГАРОВ.