Прочел статью “Кто остановит подростковый беспредел?” (“РТ” №13 от 23.01.2010). Привлекло внимание название – сам отношусь к этой возрастной категории. Учусь в 11-м классе одной из казанских школ.
Подростковый беспредел действительно есть. Вина подростков, которые сбили с ног и забрасывали петардами старушку, о чем, в частности, говорится в статье, несомненна. Я бы сказал, это преступление. И за это надо отдавать под суд.
Беспредел творят, в основном, гопники. Причем гопники – учащиеся школ. До обеда он ученик, а после занятий терроризирует слабых, отнимает телефоны, деньги…
И неадекватное поведение школьников на уроках и переменах – проблема, несомненно, существующая и серьезная. Но, как мне показалось, автор статьи не раскрывает ее сути, а просто использует для странного умозаключения: если учителя оказывают моральное давление на учеников, оскорбляют их или даже бьют, то дело не в педагоге, а в учениках, которые довели его до этого. Более всего в статье поразило такое рассуждение:
“Не так давно в СМИ обсуждалось мусорное ведро, которое надела на голову ребенка учительница за то, что он зевнул (…). Нормальный человек надеть ведро на чью-то голову ни с того ни с сего не может. Выходит, учительница буйно помешана?” Далее говорится о том, что психически ненормального человека до преподавательской деятельности допустить не могли, а, следовательно, учительницу “изощренно довели” до такого поступка и она “таким, пусть уродливым, способом защитила свое человеческое достоинство”.
Где тут логика? Разве взрослый адекватный человек не может “защитить свое достоинство” каким-то другим образом? Во-вторых, как может автор утверждать, что педагог адекватен на основании того лишь, что она – учитель, а сумасшедшего до преподавательства не допустят. Разве кто-то проверяет психическое здоровье преподавательского состава? Хотя бы раз в год? Думаю, в лучшем случае однажды – при приеме на работу…
Но автор утверждает, что если педагоги и делают когда-то что-то из ряда вон выходящее, то лишь по вине учеников. В действительности действия учителей отнюдь не всегда неизбежны или необходимы и вызваны лишь неадекватным поведением последних. Приведу примеры именно таких поступков, из тех, что наблюдал лично в школе, где учусь.
Одна из преподавательниц всегда вела уроки на повышенных тонах. Понимаю: зачастую справляться со школьниками, особенно старшеклассниками, можно лишь криком. Она, видимо, и предпочла такой метод, чтобы на ее уроках было тихо. Но однажды в приступе ярости (всегда очень гневалась, если ученики чего-то не понимали) ударила учебником по стеклу, лежащему на столе. Силы, вложенной в удар, хватило, чтобы стекло разлетелось вдребезги. Осколок попал в глаз моему однокласснику, сидящему за первой партой. К счастью, он носит очки, что спасло от травмы. Главное тут то, что ее никто “изощренно не доводил”, – все так боялись грозную учительницу, что на ее уроках едва дышали. И где бы была теперь эта учительница, если бы мой однокашник не носил очков?
Другая преподавательница попросила ученика выплюнуть жвачку весьма оригинальным способом – ткнув в лицо мусорным ведром, после чего поставила ведро перед ним на парту. Вызвано это было его вопросом: куда эту жвачку деть?
Подобных примеров много. И еще об одной школьной проблеме – о так называемых поборах. Вот близится у нас выпускной вечер. Собрать с нас решили по 5 тысяч рублей (с класса получается 150 тысяч). Почему так много? На корпоративный новогодний вечер в кафе моя мама сдала полторы тысячи рублей. Так ведь в меню взрослых есть спиртное! А наше меню этого не подразумевает. И сверх пяти тысяч просят еще по две тысячи с каждого на цветы и конфеты учителям. На этом, правда, не настаивают. Говорят: кто может, принесите. Мол, обычай такой – при выпуске любимых педагогов радовать… Так я сам принесу цветы любимой учительнице. Возможно, и подарок – когда сам начну работать. А сейчас не представляю, как подойти к маме и попросить семь тысяч на подарки и выпускной, – это в лучшем случае две трети ее месячной зарплаты.
Видимо, придется на выпускной не ходить, а пойти куда-нибудь с друзьями на пять тысяч со всех десяти человек. И этого вполне достаточно.
Говорят, раньше часто по радио звучал вальс “Школьные годы чудесные”: как они быстро летят, их не воротишь назад! У меня лично конфликтов с учителями на уровне их рукоприкладства или моих оскорблений никогда не было. Но назвать годы, проведенные в школе, “чудесными”, не могу. Видимо, слова песни устарели.
Рэм КУПРИЯНОВ.
ОТ РЕДАКЦИИ
Нужна большая перемена
Честно говоря, мы не сразу решились опубликовать этот отклик школьника на статью Натальи Черновой “Кто остановит детский беспредел?” В стране – Год учителя. Педагоги ждут и вправе рассчитывать на поддержку общества, в том числе СМИ. Как бы там ни было, мы отдаем в школу несмышленышей, а получаем образованных людей благодаря им. Но ограничиваться только карамельными картинками, рисующими состояние воспитательного процесса в образовании, ныне нельзя.
Все знают, что учителям трудно. Но, может, кто-то думает, что нашим детям в 15-17 лет легко живется? Уже хочется быть с миром на равных, но если “равенство” это достигается на уровне мусорного ведра, в качестве педагогического приема надетого на голову школьнику, то считать, что такое – в порядке вещей, нельзя, потому что опасно. Сегодня подросток притихнет, а завтра?
Дети в таком возрасте – всегда проблемные. Это полбеды, если при том они не безнадежно циничные, а мыслящие и чувствующие, светлые и позитивные. Именно такой мы все хотели бы видеть свою смену. Задача трудная. И хоть с семьи ее никто не снимал, лежит она в большой мере на школьных педагогах, выбравших образование и воспитание подрастающего поколения делом жизни.
Педагогам надо помочь. Но помощь – это не безоглядное оправдание многих вещей, в том числе таких беззаконных, как школьные поборы. В Год учителя нужно не молчать о них из уважения к учителям, которое в нас, людях старшего поколения, безусловно и неоспоримо, а решать на законной основе, чтобы дети не становились заложниками полулегального вымогательства.
Думается, решить хотя бы эту проблему – достойный подарок нашей школе в Год учителя. И не ограничиваться только этим. Проблем здесь много, и мы в силах их решить, если не станем замалчивать. Именно конструктивное обсуждение ситуации оздоровит школу.
Тема модернизации современной школы на фоне стремительного убывания в России численности детей автоматически становится “горячей” темой в Год учителя. Ей посвящены заседания Госсовета, встречи с лидерами партий, министрами, губернаторами, учителями. Именно эта тема – в фокусе общественного внимания. Подобного не было с эпохи приватизации. В такой ситуации дискуссионные вопросы правильно подавать в СМИ как элемент национальной программы “Наша новая школа”.
Нам все равно придется осваивать многие болезненные точки повседневного существования именно будущих взрослых. Ведь абсолютно всех нормальных взрослых судьба детей интересует куда больше собственной…