Очень скоро (время стремительно) нам предстоит встречать гостей – участников Всемирной универсиады 2013 года. К нам приедут и те, кто уже бывал в нашем городе, но большинство – безусловно впервые. Как они воспримут нашу столицу, с какими впечатлениями уедут? Что будут говорить потом о нас, нашем быте, нравах?
Любому нормальному человеку, принимающему в роли хозяина гостя, хочется, чтобы у того остались самые хорошие воспоминания о часах и минутах, проведенных в гостях. Давайте оглянемся вокруг и попробуем оценить Казань чужими глазами. С тем, чтобы что-то изменить к лучшему, поправить за оставшееся до Универсиады время. Я, будучи всю жизнь преподавателем английского и немецкого языков, давно научилась смотреть на наш город чужими глазами, так как мне часто приходится общаться с иностранными гостями.
В гостях, как правило, принято говорить лестные для хозяев слова. Казань – старинный город, с тысячелетней историей, но он на глазах молодеет и во многом хорошеет. Иностранцы, отмечая это, деликатно выражают пожелание, чтобы в городе было больше зеленых насаждений. Приезжий англичанин высказал такое деловое предложение: “Вам лучше высаживать в скверах, как это принято в Лондоне, низкорослые, декоративные, холодоустойчивые кустарники, которые очень рано зеленеют и держатся зелеными до самых заморозков. Ваши же цветочные клумбы начинают цвести поздно и очень рано вянут из-за холодов”. От себя же хочу добавить, что в последние два-три года работники горзеленхоза, по-моему, куда больше преуспели в вырубке деревьев на улицах и в немногих парках города, чем в высаживании новых посадок. Экологи утверждают, что на зеленые насаждения у нас приходятся не больше 20 процентов площади города при положенной норме 50 процентов.
Нравится иностранцам татарская национальная кухня. Так, например, профессор Чикагского университета мистер Паркер воодушевился написать мне письмо-оду татарскому эчпочмаку. Вот выдержка из него: “Вечером в купе поезда Казань – Москва мы пили душистый чай, заваренный по-татарски, и ели восхитительно вкусные эчпочмаки из баранины. Утром снова принялись за эту вкуснятину. В Москве наскоро заехали в посольство и полетели домой. Последний эчпочмак мы доедали, подлетая к Нью-Йорку. Как жаль, что такие вкусные вещи мы можем поесть только в Казани! Спасибо вам большое, что вы взяли на себя труд привезти их горячими на вокзал нам в дорогу!”
Тут, кстати, мне вспоминается приезд в Татарстан в 1964 году Н.С.Хрущева. На вопрос, что бы он хотел заказать в дорогу на ужин, Хрущев не задумываясь ответил – тутырган таук (это курица, фаршированная по-татарски).
Иностранцы, приезжающие в Россию, всегда и во всех ситуациях ищут и пытаются понять “загадочную русскую душу”. Они любят “ходить в народ”, затеряться в толпе с желанием увидеть простых людей близко, совсем рядом с ними. В общественных местах, в транспорте легче всего увидеть проявление нравов и традиционных устоев жизни простого народа. Зная это, в беседе с Мартой Кэррол, экономисткой из штата Техас, я попыталась узнать ее не комплиментарное, а правдивое, без утайки неприятного, впечатление о наших людях. И почувствовала некоторую заминку собеседницы. Очевидно, не готовая к продуманному дипломатическому ответу, Марта с застенчивой улыбкой отважилась сказать: “Неулыбчивый у вас народ”. Я поняла, что ей пришлось стать свидетельницей каких-то случайных, мало приятных инцидентов. Как-то я вошла в трамвай. Ноги “гудели” от усталости, мест свободных не было. Поскольку я прожила долгую жизнь, в том числе в условиях войны, я отважилась с улыбкой обратиться к сидевшему юноше: “Молодой человек, не подарите ли вы ветерану свое место на пару остановок – я бы немного отдохнула”. В ответ же совсем неожиданно для себя услышала: “Надоело!.. И чего пенсионерам не сидится дома?!” Мне оставалось лишь утешить себя мыслью: “Боже, какие же родители, какие учителя и какое окружение сотворило это существо в человеческом обличье?..” Увы, подобные случаи бескультурья на транспорте, в общественных местах припомнит, наверное, не один читатель газеты. Какую память о Казани увезут с собой иностранцы, если, не дай бог, станут свидетелями таких сцен?
Книга американского ученого Дейла Карнеги “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей” стала бестселлером во всем деловом мире. По нему обучаются простым человеческим взаимоотношениям государственные деятели, деловые и простые люди. Она уникальна тем, что полезна всем без исключения, независимо от статуса, общественного положения и возраста. Хотелось бы, чтобы до Универсиады ее прочитало и взяло за правило следовать изложенным в ней советам как можно больше татарстанцев.
Та же Марта Кэррол заметила в один из своих приездов, что Казань – это город молодых и здоровых, а также, видимо, крепких стариков, так как мало где в городе предусмотрены места или скамейки, где пожилые или нездоровые люди могли бы присесть и отдохнуть. Тем самым гостья деликатно напомнила, что существует общепринятая во всем мире непреложная норма: культура нации, ее нравственная основа начинается, прежде всего, с отношения общества к детям и старикам.
Несомненно, гости Универсиады прежде всего обратят внимание на то, насколько чисто и опрятно на улицах города, во дворах. Хватит ли у нас настоящего, не бутафорского патриотизма, чтобы достойно представить свой город? Сравните Казань с другими городами. Будет ли сравнение в нашу пользу? Исчезнут ли за предстоящие два-три года окурки, бутылки из-под пива и напитков, назойливо и упрямо валяющиеся под ногами всюду на остановках транспорта, тротуарах и газонах? Фотокамеры гостей наверняка увековечат все эти привычные для нас явления. Как в связи с этим не вспомнить такой памятный эпизод. Мы, казанские делегаты научно-методической конференции в Риге, ездили в городском транспорте. Однажды при выходе из троллейбуса один из нас небрежно выбросил свой проездной билет на тротуар. И тут стоявшие на остановке рижане буквально в один голос гневно запротестовали: “Гражданин! Подберите ваш билет!”
В преддверии Универсиады давайте оглянемся и оценим все увиденное вокруг чужими глазами. Все ли у нас хорошо? Достойны ли мы уважения посторонних? Чтобы победить недостатки, бросающиеся в глаза, тем более – в чужие глаза, нам нужно избавиться от нашего равнодушия, безразличия, тактики невмешательства, попустительства и безнаказанности со стороны общества в целом.
В конце концов Универсиада – это, скорее, предлог для моего письма на названную тему. А разве только из-за Универсиады мы должны бы озаботиться вопросами: как сделать наш город привлекательнее и лучше, как нам самим стать лучше, не столько для гостей по случаю спортивного праздника, а для себя на каждый день?
Роза ТКАЧЕВА,
ветеран Великой Отечественной войны
и педагогического труда.