Наверняка многим приходилось наблюдать, как проводят техническое обслуживание газового оборудования на дому. Приходит специалист, вежливо приветствует домохозяев и начинает священнодействовать. Помазком-кистью (или губкой), как парикмахер, разводит густую мыльную пену и смазывает ею узлы соединений, чтобы определить возможную утечку или убедиться, что таковой нет. Две-три минуты и – техосмотр завершен.
Претензий к газовикам-“цирюльникам” у меня нет: они выполняют инструкцию, к тому же за символическую зарплату. И не виноваты в том, что “чудо-инструментом” для них, несмотря на достижения электроники в минувшие десятилетия, по-прежнему остается помазок.
Но вот вопрос: какой смысл в подобных осмотрах? “Что тут непонятного? – возразят мне. – Так обеспечивается соблюдение техники безопасности”. Но неужто абонент, почувствовав специфический запах газа на кухне, будет целый год ждать, когда аварийная служба проверит герметичность трубопроводов? Да он при малейшем запахе газа сам сразу вызовет аварийную службу ремонта!
На самом деле ответ на вопрос лежит в иной плоскости: техобслуживание затевается ради того, чтобы поставить “галочку” в ведомственном листе и выставить клиенту счет на энную сумму. По крайней мере, на эту мысль наводит несоответствие элементарной простоты осмотра и цены за него. В 2001 году для частного сектора она равнялась 62 рублям, а сегодня это уже 483 рубля 6 копеек.
Итак, плата за техобслуживание газового оборудования в индивидуальных жилых домах выросла за последние семь лет чуть ли не в десять раз. Я попытался выяснить, почему стоимость услуги растет по экспоненте. Как-никак, работая 45 лет экономистом, я научился разбираться в системе ценообразования. Однако в данном случае чутье изменило мне.
В ЭПУ “Челныгаз”, куда я обратился, меня сначала погоняли по десятку телефонов, а в приемной отчитали, как мальчишку. Видимо, не пущать к начальству простых смертных из числа абонентов – основная обязанность ее сотрудников. И только после очного знакомства с руководителем абонентного отдела управления я получил ответ по существу.
Оказалось, следует обращаться в Казань, в Комитет РТ по тарифам. Вот я и думаю, что мне ответят в этом уважаемом государственном органе. А попутно задаюсь вопросом, в какой форме это будет сделано?
Поверьте, это не праздное любопытство. В последнее время люди, обратившиеся в разного рода учреждения, все чаще сталкиваются с равнодушием, грубостью, а то и откровенным хамством.
В этой связи обратил бы внимание на то, что многое зависит от личности руководителя компании. Возьмем генерального директора объединения “Челныводоканал” Уела Хусаинова. Это не только настоящий профессионал, но и человек воспитанный. Неудивительно, что и его подчиненных отличают доброжелательность, внимание к людям. Если здесь и откажут посетителю в просьбе, то обида на персонал компании не возникает.
Видимо, стоит присмотреться к тому, насколько соответствуют должности руководители тех предприятий, где работают люди, скажем так, слишком горячие.
Аглям САРВАРТДИНОВ,
пенсионер, бывший заместитель генерального директора “Камгэсэнергостроя”,
заслуженный экономист РТ.