Уважаемая редакция! Обращается к вам постоянная читательница из Буинска. Мне 77 лет. Прочитала в “РТ” от 18 июня с.г. публикацию “Поход начинали в Казани” и решила написать в газету. Часто мы слышим слова о том, что война не закончится до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат. К счастью, это не пустые слова. “РТ” – одно из немногих изданий, которые вносят посильный вклад в это благородное дело. Спасибо за внимательное отношение к поколению наших родителей.
Теперь по сути дела. В публикации меня особенно тронула фотография к тексту статьи. Впервые с этим снимком я столкнулась лет сорок назад, открыв второй том сборника “История ВЛКСМ” (Москва, 1968). На этой фотографии я узнала своего отца, он стоит в центре кадра с поднятой рукой. Эту книгу я храню как самую дорогую память.
И вдруг “РТ” печатает снимок с материалом о тех солдатах, которые ушли на фронт в августе 1941 года из Казани. У меня просьба: узнать об истории данной фотографии.
Мой отец Фатих Фахрутдинович Фахрутдинов в первые годы войны ушел на фронт. Он был командиром. В августе 1941 года вернулся на побывку домой в город Арск. Из его рассказов помню, что он был на Ленинградском фронте и вернулся в Казань, чтобы забрать с собой новых солдат. Он дважды сопровождал эшелон солдат из Казани на Ленинградский фронт. Между этими поездками он вырвался на одни сутки домой в Арск. Помню его слова о том, что на фронте все в огне. С тех пор больше мы его не видели.
Уже после войны к нам приехал один знакомый отца, который вернулся из плена. Он рассказал, что вместе с нашим отцом они попали в окружение и отец погиб во время бомбежки. Его документы этот человек не мог сохранить, он их уничтожил, так как другого выхода не было.
В прошлом году накануне
9 Мая я слушала по татарстанскому радио воспоминания ветерана войны Геннадия Жукова, если не ошибаюсь, из Зеленодольского района. Эти воспоминания транслировались в передаче “Невский пятачок”. Разговор шел о Ленинградском фронте 1941 года. Ветеран рассказал о том, что в тех местах, где он воевал, было много татар. Однажды он самолично принимал два эшелона новоприбывших солдат-татар. Возможно, Жуков говорил о тех эшелонах, которые сопровождал и мой отец.
В конце 1980-х годов по центральному телевидению транслировался документальный фильм “Стратегия Великой Отечественной войны”. В одной из серий я опять столкнулась с этой фотографией. Разговор в фильме шел о том, что в годы войны большие обязанности возлагали на партийных работников. И я снова припомнила: мой отец с 1937 года был членом партии и работал в райкоме. До 1937 года мы с семьей проживали в арской деревне Верхняя Корса, а затем отца перевели на работу в Арский райком партии. Ну а дальше была война…
Лямига ХИСМАТОВА.
Буинск.