Уважаемая редакция! Меня, как, наверное, и многих других зеленодольцев, беспокоит безразличие чиновников и, чего греха таить, рядовых сограждан к окружающей среде. Возьмем состояние городских парков. Ежегодно от сквера в центре города отрезают куски то под развлекательный комплекс, то под церковь, то под строительство дома, то под расширение уже занятой территории. И все под благовидным предлогом – для народа.
В былые годы Зеленодольск занимал ведущее место в стране среди малых городов по благоустройству и чистоте. Сегодня картина иная. В городе, по данным статистики, один из самых высоких в республике показателей смертности населения. Эти данные прозвучали недавно по местному телевидению. Неудивительно, что жители беспокоятся за состояние среды обитания, зеленых насаждений в том числе. Многие понимают, что зеленые зоны спасают воздух от выхлопов автомобилей и промышленных выбросов.
В соответствии с Земельным кодексом местные власти могут предоставить паркам статус городских лесов, и тогда на их территории будет ограничена всякая хозяйственная деятельность. Но этого пока не сделано.
Беспокоит зеленодольцев и неспособность победить мусор в загородной зоне. Вдоль дорог и вокруг садовых участков, в пригородных лесах повсюду свалки с пластиком, пленкой, стеклом и даже химическими отходами. В начале лета коммунальные службы ввели в практику собирать мусор вдоль автомобильных трасс и складировать его в специальные мешки. Поначалу их забирали грузовозы, отвозили на полигон бытовых отходов. Но затем это начинание заглохло. Переполненные мешки с мусором так и остались брошенными на произвол судьбы. Неумолимо растет объем опасного мусора – например, отходов из поликлиник, наркодиспансеров и больниц…
Несколько лет назад мой сын работал на предприятии “Экорез”, занимающемся эксплуатацией полигона у зеленодольского села Айша. Он не раз участвовал в тушении пожаров, которые там то и дело возникали. По возвращении с работы сын часто говорил, что надышался невыносимым смрадом. В конце концов он ушел с этой неблагодарной работы. Проблема еще и в том, что бытовой мусор не сортируется, а значит, на этих свалках для своих детей и внуков мы готовим бомбу замедленного действия.
Когда летом проезжаешь на электричке или автобусе по дороге, соединяющей Зеленодольск с Казанью, часто видишь на берегах людей, купающихся и здесь же моющих свои автомашины. Считаю, что экологическая милиция в таких случаях должна оперативно реагировать. Необходима и некая единая мобильная служба по борьбе с экологическими преступлениями, располагающая, как за рубежом, малой авиацией.
Почему-то у нас не используется опыт экологической полиции, функционирующей, в частности, в США. Ее сотрудники обладают необходимой квалификацией – например, умеют делать химические анализы на месте экологических происшествий. Обширна и область их компетенции. Как и другие сотрудники правоохранительных органов, экологические полицейские имеют резиновые перчатки и противогазы, носят пистолеты и наручники. Убеждать в некоторых случаях может только сила.
Уверена, что сегодня наступил “час икс”, когда ничто не спасет мир от экологической катастрофы, если не перестать потребительски относиться к природе. Не помогут ни армия, ни МЧС, ни чрезвычайные меры. Об экологическом состоянии окружающей среды надо говорить каждый день, подключить к противодействию экологическим правонарушениям молодежь. Все это важно еще и в преддверии Универсиады-2013.