Подарили надежду на лучшее

Дорогая редакция!

Дорогая редакция! Хотелось бы поблагодарить за очерк “Земля спасская”, опубликованный в “РТ” №118-119 от 12 июня с.г. Признаюсь, он тронул меня до глубины души, потому что земля спасская – моя малая родина.

Сама я давно живу в Казани, преподаю в одной из гимназий русский язык и литературу, а родилась в спасской Антоновке – старинном селе, которое когда-то называлось Бездна, а потом с целью увековечения Безднинского восстания 1861 года, было переименовано в честь Антона Петрова – предводителя крестьянского выступления.

В очерке автор упоминает названия таких сел, как Гусиха, Молостовка, Балымеры, Полянки. Они с детства у меня на слуху, а в Балымерах и Полянках удалось побывать. Они утопают в вишневых садах, стоят на берегу Волги, откуда открывается великолепный вид на водную гладь.

Но мой гимн – Антоновке, ведь она у меня ассоциируется с отчим домом, дорогими родителями, друзьями. Во времена моей юности, в начале семидесятых годов, это было довольно -таки большое село, имеющее среднюю школу, детский сад, больницу, хлебопекарню, крупный животноводческий комплекс, клуб, а позднее Дворец культуры. Школа и сейчас располагается в бывшей барской усадьбе – двухэтажном белокаменном здании с колоннами. В далекие времена оно принадлежало потомкам Мусина-Пушкина, видимо, было летней резиденцией его семьи. В отсутствие хозяев в доме находился управляющий по фамилии Родионов.

Здание это расположено на берегу пруда. С балкона второго этажа открывается прекрасный вид на сад, село. Это прямые улицы, расположенные с обеих сторон реки Бездны, на церковь, находящуюся в центре Антоновки. Имея воображение, можно представить, как проходила там жизнь до революции.

В дни приезда хозяев к Мусиным-Пушкиным прибывали гости. Возможно, это были не только помещики окрестных сел – князья Болховские, Дадиани, Молостовы, но и гости из Казани, Москвы, Петербурга. Они поднимались по широкой лестнице в просторный зал на втором этаже, где было накрыто угощение и устраивались балы. Слуги, прислуживая гостям, тихо спускались и поднимались по черной лестнице – узкой, маленькой, предназначенной специально для холопов. Обратим внимание на название лестницы -“черная”, то есть именно для черни. Затем гости, утомленные, расходились по комнатам. А их в доме, кроме зала, было семнадцать.

Прошли годы. Барская усадьба стала школой. Веселые мальчишки и девчонки, заходя в классы, вряд ли знают о том, что один из них был когда-то кабинетом с великолепным камином, в другом располагалась спальня…

Сейчас в Антоновке другая жизнь. Некогда большое село постепенно умирает. Неумолимо сокращается число жителей, молодежь уезжает в город за неимением работы. Нет уже животноводческого комплекса, больницы, где раньше делали непростые операции, нет хлебопекарни, в школе количество детей сократилось с пятисот до ста человек.

Единственная отрада – возрождение церкви. Она, страдалица, помнит многие события минувших дней – венчание наших предков, крещение и отпевание. Помнит и не лучшие годы, когда после революции ее святыни были поруганы – сброшен колокол, сожжены иконы, разрушена часть здания.

Спасибо моим землякам за то, что нашли средства и силы восстановить храм. На прошлую Троицу здесь прошла красивая служба, затем – крестный ход на холодный ключ “за святой водой”. И панихида на местном кладбище.

Словом, некоторые традиции возобновляются. Как хотелось бы, чтобы мои земляки – милые, добродушные, приветливые люди – чувствовали себя комфортно и уютно, чтобы у них была работа и уверенность в завтрашнем дне! Ваша публикация пробудила во мне надежду на лучшее. Пусть подобные материалы почаще появляются на страницах газеты.

С уважением,
Нина МОСКВИНА-ЧЕГОДАЕВА.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще