Требуется общественная экспертиза

На главную водную артерию республики Волгу надвигается новое большое испытание: строительство международного речного порта, о чем “РТ” рассказала в №100 от 20 мая с.

information_items_1347369594

На главную водную артерию республики Волгу надвигается новое большое испытание: строительство международного речного порта, о чем “РТ” рассказала в №100 от 20 мая с.г. Считаю, что это приведет к крупным экологическим издержкам. Порт планируется расположить в непосредственной близости к богатым рыбным нерестилищам и охотничьим угодьям в устье Свияги, живописным песчаным островам – потенциальным центрам туризма, уникальному граду-острову Свияжску. Иными словами, в пределах территории, имеющей уникальный рекреационный потенциал регионального значения. Безо всякого сомнения, в результате интенсивной хозяйственной деятельности этот потенциал будет снижен, если не уничтожен вовсе.

На Западе давно осознали, что если цивилизация будет развиваться без корректировки прагматических задач, экологическая катастрофа неизбежна. Недаром обсуждение экологических проблем в последнее время активно ведется на уровне ООН. Об экологических приоритетах говорил в своем последнем выступлении перед московскими студентами и российский Президент Д.Медведев. Об этом же шла речь в феврале этого года в Казани на конференции представителей Общественной палаты России, субъектов Приволжского федерального округа, специалистов министерств, ведомств и предприятий республики. И вопрос стоял именно так: экология является приоритетом развития России.

Нам здесь предстоит сделать очень много, чтобы хотя бы приблизиться к передовым странам, где на экологию тратится значительная часть национального дохода. В результате, например, бывшие загрязненные реки, подобные сточным каналам, там снова стали рыбными угодьями.

В случае с новым волжским портом возникает вопрос: почему разработчики не хотят подвергнуть проект публичному обсуждению? Почему не привлекаются специалисты по экологии, а в СМИ муссируются лишь экономические достоинства терминала? Не сомневаюсь, сиюминутные экономические блага будут перекрыты долго-временными экологическими потерями, так как многие из них окажутся невозместимыми.

Республику не напрасно считают передовой в деле решения экологических проблем. У нас не единожды обострялись противоречия между хозяйственными и экологическими интересами. И были случаи, когда последние возобладали.

Помнится, четверть века назад жители Елабуги выступили против добычи песчано-гравийного материала в пределах заливной поймы Камы вблизи этого города. Ведь если бы здесь состоялась разработка недр, берега бы были размыты на весьма протяженном пространстве, а заливные луга исчезли бы, как это уже случилось в пределах Нижнекамского водохранилища. Местная общественность защитила свои интересы, сохранив в итоге богатейший природный ландшафт.

Примерно в те же времена поднимался вопрос о строительстве цементного завода между Елабугой и Менделеевском. Автор данной публикации выступал в качестве эксперта. Прекрасно представляя, какие огромные земельные угодья придется изъять из сельскохозяйственного оборота и какой урон будет нанесен природе в перегруженном промышленностью районе, я решительно выступал против данного строительства. Меня поддержали многие мои коллеги. И тогда, слава богу, экологическое здравомыслие возобладало.

Вспомним также снятый с повестки дня вопрос со строительством атомной электростанции в Камских Полянах.

Эти примеры, уверен, весьма характерны. В каждом из перечисленных случаев свое веское слово сказала общественность. Вот и на этот раз остается очевидным, что в решении вопроса о строительстве порта должны принимать участие не только экономисты, но и другие специалисты, ученые, молодежь. Это наш общий гражданский долг.

Леонид МАТВЕЕВ,
геолог.
Зеленодольск.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще