Сохраним доброе имя доктора

Утром, как обычно, Султан Муталибов пришел на работу.

Утром, как обычно, Султан Муталибов пришел на работу. С улыбкой и обычной мягкостью, свойственной его характеру, он, наш лечащий хирург, каждый день принимал пациентов. Внимательно и терпеливо выслушивал жалобы, тщательно изучал истории болезни, осматривал каждого, точно определял диагноз. Вернувшись в тот день домой, он тихо прилег, сославшись на легкую боль в сердце. И – умер… Так не стало Доктора с большой буквы.

После окончания Северо-Осетинского мединститута в 1948 году он получил направление в Бурят-Монголию (бывший Бурят-Ордынский округ), где сразу стал главным врачом районной больницы и начальником медсанчасти. Весть о том, что в городе появился толковый врач, быстро распространилась по округе. К Султану Магомедовичу шли на прием и с травмами, и с заболеваниями. Жизнь заставила молодого специалиста стать не только хирургом, но и инфекционистом, травматологом, судмедэкспертом, патологоанатомом.

То была всесторонняя практика. Здесь он делал каждую операцию в условиях, далеких от идеальных, при керосиновых лампах, которые сотрудники держали на вытянутых руках, стараясь осветить хирургический процесс. День и ночь шли нуждающиеся в медицинской помощи. Ведь доктор жил здесь же, при больнице.

Как-то пришел запрос на кандидатуру для повышения квалификации. И Султан Магомедович с радостью поехал за знаниями в Казань. Полгода учебы в ГИДУВе пролетели незаметно. Он должен вернуться к своему рабочему месту. Но, находясь на практике в железнодорожной больнице, он встретил и полюбил красивую блондинку-медсестру Гюзаль. И расставаться с ней не хотелось, и возвращаться в Бурят-Монголию надо… Но долг превыше всего. Муталибов возвращается на работу, практикует все больше и увереннее. Теперь ему по плечу операции на желудке, кишечнике, легких, почках. Он принимает роды, лечит переломы, колотые и резаные раны…

Так проходят еще два года. Сердце рвется в Казань, и в 1952 году он переезжает к молодой жене. Здесь, в Казани, его уже ждали в железнодорожной больнице. Еще во время практики Муталибова заметили и оценили его способности. Не за горами было время, когда молодого хирурга назначили начальником отделения неотложной хирургии.

Как-то появилось вакантное место заведующего отделением общей хирургии. Пять человек подали заявления. Профессор П.Кравченко встретил Муталибова в коридоре:

– Почему не вижу твоего заявления?
– Там столько кандидатур достойнее меня, – был ответ.

Кравченко за руку завел Муталибова в свой кабинет и велел написать заявление. Вскоре другие претенденты отозвали свои заявления, выразив общее признание таланта Султана Магомедовича.

Ответственная работа, связанная с борьбой за жизнь каждого пациента, продолжалась. Доктор, признанный не только пациентами, но и сослуживцами, скромно и тихо выполнял свою каждодневную работу по спасению и оздоровлению людей.

Муталибов с нуля организовал в больнице урологическое отделение. Слава о хорошем специалисте разошлась далеко. К нему приезжали больные со всего Союза. Сам Юрий Никулин лечился у Муталибова и жил в Казани до полного выздоровления.

Профессор консерватории Семен Казачков, которого оперировал Султан Магомедович, так и сказал: “Это хирург от Бога. Только ему могу довериться. Преклоняюсь перед этим человеком”. “Дорогой Султан Магомедович, я обязана Вам жизнью. Стою перед Вами на коленях”, – написала из Иерусалима дочь бывшего профессора консерватории С.Басовского.

Да, мы получали облегчение и приобретали здоровье. Но никто из нас не задумывался, чего стоило это самому доктору. Сколько часов простоял он у хирургического стола, сколько раз среди глубокой ночи увозили его к постели больного? Сколько раз он вновь и вновь перелистывал уже знакомые наизусть страницы учебников, отыскивая ответы на многочисленные вопросы, как часто брал он ответственность на себя, составляя план очередной операции. Профессор М.Сигал многократно предлагал Султану Магомедовичу сесть за диссертацию. Но Муталибову больше нравилось лечить людей, а не стремиться к высоким научным регалиям. За свой многолетний труд он имел лишь благодарности от администрации, значок “Отличник здравоохранения” и медали “За доблестный труд” и “Ветеран труда”.

35 лет проработал он в клинической железнодорожной больнице. Скромнейший, непритязательный человек, он никогда ничего не требовал для себя. Со своей большой семьей жил на улице Новаторов в двухкомнатной “хрущ1вке”, в которой полвека не было капитального ремонта. Переехал он в эту квартиру из полнометражной квартиры в самом центре города на улице Большая Красная, чтобы быть ближе к больнице, к своим пациентам, чтобы успеть в любое время суток оказать им срочную помощь…

Человека не вернуть, но можно сохранить о нем память. Просим мэрию Казани рассмотреть вопрос о присвоении улице Новаторов имени Султана Муталибова и установить мемориальные доски на здании железнодорожной больницы и доме, в котором он жил.

От имени бывших коллег
Раиса ЕРМИЛОВА.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще