Увидел свет специальный номер российского специализированного морского журнала "Виктория – Большой сбор", посвященный на этот раз 65-летию со дня образования Соловецкой школы юнг Военно-Морского Флота России.
…В холодную осень самого тяжелого для страны 1942 года около тысячи четырнадцатилетних подростков приехали на Соловецкие острова, чтобы овладеть военными морскими специальностями, а затем воевать против немецко-фашистских захватчиков. Они не могли усидеть дома, когда взрослые, их родители, воевали. В суровых условиях питомцы школы построили себе землянки, школу, клуб, столовую и другие помещения и приступили к учебе. Среди этих смелых мальчишек было более ста подростков из Татарстана.
В сентябре 1943 года перед штабом выстроились возмужавшие, окрепшие юнги, хорошо овладевшие специальностями боцмана, рулевых, радистов, мотористов, электриков, торпедных и артиллерийских электриков. Они дали торжественную клятву: "Родина! Великая советская держава! В день отправки на боевые корабли мы приносим тебе клятву. Мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советского моряка, хранить и оберегать честь школы. Клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины".
Ребята уходили на Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты и, верные клятве, воевали бесстрашно. Более тысячи из них не вернулись с полей сражений. Но те, кто живым возвратился домой, стали полезными для общества людьми. Многие получили отличное образование, стали руководителями предприятий, инженерами, специалистами своего дела. Среди них – Ибрагим Валиуллин, Виль Байкин, Михаил Зинченко, Рустам Хабибуллин, а Марс Валидов и Равиль Гильфанов удостоились звания лауреатов Государственной премии.
Журнал богато иллюстрирован, в нем много фотографий (военных и послевоенных лет), в том числе запечатлевших памятники на Соловках, в Архангельске, Москве.
В Казани, к сожалению, нет памятника, посвященного подвигу 360 казанских юнг, из которых остались живы лишь около ста человек. Впрочем, в качестве такого можно назвать небольшой мемориал во дворе городской гимназии №94 (вопреки обещаниям городских властей, до сих пор недостроенный) и небольшую памятную доску на доме в отдаленном переулке, названном улицей Соловецких Юнг. Городского музея юнг тоже нет, где школьники могли бы ознакомиться с подвигом казанских юнг в годы войны.
На чьем же примере воспитывать юное поколение, интересующееся сегодня романтикой моря?