От руководителя и его умения управлять людьми, знания производства, безусловно, зависит многое. Но истина заключается и в том, что дальновидными руководителями становятся не сразу. Чтобы таланты управленца развивались, необходимо пройти солидную школу жизни. Моторостроительный завод №16 многие годы являлся той кузницей, где закалялись будущие руководители, причем большого масштаба. Любопытный штрих: все они в разное время окончили Казанский авиационный институт.
Многих я хорошо знал с 1943 года, когда был направлен на завод из госпиталя, после излечения от ранений, полученных на фронте. Здесь меня тепло приняли главный контролер И.Козлов и его заместитель В.Дергунов, с которыми я ранее окончил вечернее отделение КАИ. Они определили меня на должность начальника бюро технического контроля. Забегая вперед, скажу, что секретарь парткома Илья Козлов вскоре стал первым секретарем Казанского горкома партии, затем пошел на повышение в Москву. А Василий Дергунов впоследствии стал заведующим оборонным отделом, вторым секретарем обкома партии, занимался подбором кадров для крупных заводов, включая КамАЗ. Именно Василий Сергеевич дал мне путевку на завод “Элекон”, которым в то время руководил Герой Социалистического Труда и также выпускник КАИ Л.Гизатдинов.
Среди моторостроителей в моей памяти светлый след оставил Р.Муратов, который в 1942 году добровольно ушел на фронт и после тяжелого ранения вернулся на завод. После окончания КАИ преподавал здесь же, на кафедре двигателей. Именно он был консультантом моей дипломной работы. На глазах сегодняшних ветеранов рос Александр Павлов, возглавивший затем акционерное общество “КМПО”. Я знал его еще производственным мастером, мы работали в соседних цехах. А потом он стал одним из тех, кто решал стратегические вопросы возрождения самолетостроения. В этой области роль казанских моторостроителей неоценима – с их участием осваивались высокоэкономичные двигатели для семейства самолетов “Ил”, “Ту” и “Ан”, новые двигатели для Ту-324 и Як-48.
Безусловно, плеяда известных руководителей, вышедших из кадровой кузницы завода, многочисленна. Я упомянул лишь тех, с кем мне довелось работать вместе. И всем нам особенно приятно отметить, что и завод, и альма-матер – КАИ почти одновременно отмечают свое 75-летие.
Нагим МУХИБУЛЛИН.
Бывший председатель завкома завода №16,
почетный радист СССР.