Здоровье школьников из года в год ухудшается. Это же противоестественно, это катастрофа для страны! Но некоторая часть чиновников от образования придерживается мнения о том, что школа должна учить, а не оздоравливать. Идет спор, что важнее – здоровье или знания? А кому нужен инвалид – выпускник школы, требующий постоянного лечения и ухода в санаториях?
Многие дети учатся плохо вовсе не потому, что они лентяи и неспособные, а потому что больные. При оздоровлении детей в первую очередь естественным путем – методами физических упражнений – у них появляется возможность и желание хорошо учиться, как это случилось в школах Муслюмовского района. Благодаря ежедневным занятиям бегом в течение всего учебного года успеваемость школьников 1-5 классов заметно выросла, улучшилось и их здоровье. У нас много тратят времени и средств на спортивные школы для детей. Но в этих школах занимается только ничтожная их часть. Порочная практика все силы и средства отдавать на ДЮСШ при игнорировании требования физической закалки каждого ребенка привела к тому, что до 30 процентов наших юношей не могут выполнить свой патриотический долг, не могут быть призваны в Вооруженные Силы из-за слабого здоровья. Что важнее – 50 олимпийских медалей или здоровье всей нации?
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму тратит серьезные деньги на “большой спорт”, а школьной физкультурой практически не занимается: это, дескать, дело Минобрнауки. Однако большой спорт формирует фанатов, а не приверженцев здорового образа жизни.
Как выйти из этого замкнутого круга? Многие директора школ задумывались над этим вопросом. Например, в школе №45 Набережных Челнов удалось было решить эту проблему: была разработана концепция школьной физкультуры, которая предусматривала уменьшение учебной нагрузки школьников, ежедневный урок физкультуры (в основном бег и подвижные игры) и пятидневку. Эта концепция обсуждалась на Всероссийской научно-практической конференции по школьной физкультуре в Москве и получила высокую оценку. Ее одобрили в Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана. Все разработанные материалы по школьной физкультуре были направлены в Министерство образования и науки, оттуда – в Институт развития образования РТ для экспертизы и лицензирования. Однако институт никак не может разобраться с концепцией – не дал никакого ответа.
Что получается? Разработана, опробована, одобрена система оздоровления школьников, которая не требует ни тренеров высокой квалификации, ни дополнительных финансовых вложений. А здоровье детей продолжает ухудшаться. Получается, что в республике не соблюдаются требования Закона РТ “Об охране здоровья граждан”. Каждый чиновник, виновный в этом, должен быть наказан, иначе ничего в этой системе не изменится.
Рашат ХАЙРУЛЛИН.
Сопредседатель
многонационального движения
Татарстана “Согласие”.