Вырванные страницы истории

Уважаемая редакция!

Уважаемая редакция! В публикации “В погоне за прибылью не забыть бы о памятниках” (“РТ” №147 от 25 июля с.г.) газета подняла актуальный вопрос о сохранении исторического наследия прошлого. Проблема эта весьма острая, и я как человек, посвятивший ее изучению всю жизнь, не могу промолчать.


Ради сохранения исторических памятников несколько лет назад в Татарстане была создана разветвленная сеть заповедников. Первым из них стал Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В то же время другие особо ценные в историческом отношении территории были включены в состав музейных объединений. БГИАЗ ни в один из них не вошел. В этом имеются свои плюсы и минусы. Так, Болгарскому заповеднику пришлось в одиночку решать весь комплекс научно-исследовательских и хозяйственных вопросов, которые в рамках музейного объединения решались бы значительно эффективнее. С другой стороны, самостоятельность заповедника дала ему уникальную возможность твердо отстаивать свою позицию в вопросах охраны памятников и археологического культурного слоя.


Научные исследования Болгара имеют давнюю историю. Как известно, еще Петр Первый издал указ об охране здешних памятников. В 1878 году прилегающие к болгарским памятникам территории были переданы в ведение вновь созданного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Это была робкая попытка подтолкнуть ученый мир к комплексному и систематическому изучению городища.


Однако серьезное отношение ученых к Болгару стало проявляться гораздо позднее, уже в ХХ веке. Историк А.Смирнов, отдавший более сорока лет изучению болгарских памятников, одним из первых разработал стратиграфическую шкалу культурных напластований городища. По мнению исследователя, они разделяются на семь слоев, охватывающих время образования Болгара на рубеже IX-Х веков до времени существования современного села. Наиболее мощные слои, полные останков материальной культуры, оставил золотоордынский слой. Именно тогда, напомню, были построены белокаменные архитектурные памятники Болгара.


Классификация культурных пластов, предложенная Смирновым, была принята археологическим сообществом в качестве базовой. Эта стратиграфия, в частности, была успешно применена при датировке слоев Казанского Кремля и сыграла важную роль при определении даты основания города. В настоящее время именно археологический культурный слой, а не отдельные памятники является определяющим в датировке сооружений и группы памятников в целом.


Какое же отношение к древнему городищу в Болгаре мы наблюдаем сегодня? Мягко говоря, небрежное.


Три-четыре года назад группа ученых изучала состояние археологических памятников Западного Закамья. Выяснилось, что в Спасском районе полностью уничтожены 232 зарегистрированных на начало ХХ века памятников археологии, та же участь в ближайшие годы ожидает еще 72 объекта. Все это связано, в первую очередь, с разрушительным воздействием Куйбышевского водохранилища. При его образовании село было фактически перенесено на территорию городища. Здесь были проложены водопроводные траншеи, грунтовые дороги, воздвигнуты аэропорт и водозабор.


Вторая волна рукотворных разрушений пришлась на начало текущего XXI века. Ситуацию осложнили действия нынешнего руководства заповедника. Двумя основными точками напряжения стали проекты газификации и благоустройства колодца “Габдрахман сэхабе коесы”. Район последнего был выровнен бульдозерами, в заповедной зоне пробурена скважина, прокопана первая глубокая траншея протяженностью около сотни метров. Безнаказанность вдохновила директора заповедника, и вскоре были прокопаны пять с половиной километров траншеи под газопровод. В этом году территорию городища пересекли новые рвы и траншеи – линий связи и дополнительной ветки водопровода.


В результате серьезно пострадали домонгольские пласты культурного слоя. Траншея не пожалела даже столь ценный исторический объект, как “замошный вал” – укрепление города начала XIII века. Эти важные для истории города материалы так и остались не зафиксированными археологами. На отвале земли после работы экскаватора нами было собрано более 120 золотоордынских монет.


Недавно в Болгаре была сооружена новая водозаборная колонка на улице Братьев Назаровых. Археологи с точностью до сантиметра собственноручно прокопали водопроводную линию. Только после завершения всех исследовательских работ были проложены трубы. За что, спросите, такой почет этой небольшой линии водопровода? Ответ прост: жители улицы в складчину собрали деньги и оплатили стоимость археологических исследований. Такую бы сознательность руководителю музея-заповедника!


Как же случилось, что на территории памятника федерального значения без предварительного согласования с археологами были проведены столь губительные для городища работы? Министерство культуры РТ обещало деньги для предварительного археологического исследования памятника и разработки паспорта раскопок. Согласно письму №813-10 от 20 марта деньги были выделены, но до археологов почему-то не дошли. Не дождавшись их, археологи Института истории им.Марджани вынуждены были упаковать чемоданы и покинуть Болгар, “предоставив слово” экскаватору. Заповедник к тому времени уже успел превратиться в строительную площадку.


Культурный слой специалисты сравнивают с книгой, страницы которой можно прочесть только один раз. В Болгаре часть книги так и осталась не прочитанной из-за вырванных страниц. Сохранить бы остальные!


Джамиль МУХАМЕТШИН.
Бывший директор Болгарского музея-заповедника,
заслуженный работник культуры РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще