Пусть “наука ненависти” останется только в теории

Дорогая редакция!


Дорогая редакция! За живое задела публикация “С войной покончили мы счеты?”, увидевшая свет в “РТ” №128-129 от 29 июня с.г. На мой взгляд, рассказав об отношении молодежи к событиям Великой Отечественной войны, газета затронула очень актуальную и весьма злободневную тему.


К сожалению, сегодняшнее молодое поколение граждан России – внуки и правнуки тех, кто защитил Родину шестьдесят лет назад от коричневой чумы, не читают газеты вообще (в большинстве своем). Но эта публикация дошла до родителей, дедушек и бабушек, от которых и зависит их воспитание и в иных случаях образование в широком смысле. Уверен, прочли материал учителя и преподаватели вузов за пределами Казани.


Считаю, что счеты с войной пока не сведены. Не забудем: еще не похоронен последний солдат, еще тысячи безымянных могил остаются на необъятных просторах сражений. Даже наше старшее поколение, в том числе детей войны, до сих пор не может знать истинные факты и цифры, касающиеся Великой Отечественной. Что уж говорить о молодежи, если в официальных источниках сильно разнятся цифры (в миллионах) погибших на фронте, в плену, в тылу, от голода. А сколько умерло от ран сразу в первые послевоенные годы, не дожив до старости…


Годы и десятилетия стирают в памяти подробности сражений, имена рядовых героев. Меняются жизненные приоритеты и ценности. Не только молодежь – и мы, люди преклонного возраста, уже не можем с уверенностью определить решающую роль того или иного полководца и роль Верховного Главнокомандующего. Мнения порой резко противоположны. И даже то, что в других странах, в том числе и в США, с памятью и оценками дела обстоят еще хуже, нас успокаивать не должно.


По роду своих занятий я знаю немало молодых людей в возрасте 20-25 лет, которые понимают события тех страшных лет не хуже нас. В основном это студенты и выпускники гуманитарных факультетов. Но они довольно критически относятся к официальным версиям хода войны, пытаются конструировать собственные подходы к истории. Значит, не все потеряно!


Мне кажется, уже пора (прошло уже достаточно лет, и мы живем в новом столетии) вновь вернуться к написанию капитального труда по истории Второй мировой войны, отдельно – Великой Отечественной, в новом видении. Ведь бывает, что энциклопедии вновь издаются через десятки лет, где не отрицается прошлое, а дается современная оценка тем же явлениям. В этом и есть диалектика развития знания и представлений.


Отмечу вновь несколько важных, на мой взгляд, моментов, связанных с публикацией. Первый и самый важный институт патриотизма – это семья, где почти всегда есть пострадавшие в той далекой войне. Здесь широкое поле воспитания на личном примере старших: задушевные разговоры с детьми и внуками, размышления, воспоминания, семейные легенды о войне, чтение сохранившихся писем с фронта. Только так, что называется, “вживую”, необходимо пробуждать интерес к истории своего Отечества.


В школах, на мой взгляд, следует ввести отдельный курс по истории Великой Отечественной войны, для чего написать новые учебные пособия для молодых учителей, в которых не скрывать ошибки прошлого, но и, что особенно важно, не злорадствовать по их поводу. Не бояться затрагивать в этих учебниках конкретные судьбы, привести выдержки из документов. Надо сделать понятной знаменитую “науку ненависти” – только тогда она останется исключительно знанием теоретическим.


Что касается архивных материалов, то их сегодня предостаточно, чтобы подготовить специальное издание по истории Второй мировой. Можно переиздавать книги и антологии прошлых лет о Великой Отечественной, снять новые киноленты, где по возможности будет меньше духа боевиков, зато больше размышлений, философии и исторических выводов.


Очевидно, что очень скоро отношение к истории войны 1941-1945 годов будет таким же, как и к Отечественной 1812-го, – холодным и почти невозмутимым. И это объективный процесс. И все же, все же, все же… Сердце не хочет с этим соглашаться.


Борис МИЛИЦЫН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще