За годы реформ в Казани сформировалась новая маршрутная сеть, которая обслуживается тремя видами внутригородского муниципального пассажирского транспорта: автобусом, трамваем и троллейбусом, а также коммерческими маршрутками и метро.
В Казани сегодня действуют 17 троллейбусных и 23 трамвайных маршрута. Электротранспорт остается самым дешевым, но на нем не всегда доедешь без пересадок туда, куда бы хотелось. Неудобно и другое обстоятельство: городские муниципальные автобусы развозят пассажиров только до 17-19 часов. Почему же автобусы таких востребованных маршрутов, как №№89, 14, 25 и некоторых других, не работают хотя бы до 21 часа? Неужели нельзя организовать их движение посменно? Создается впечатление, что “бюджетники” специально уступают место коммерческим автобусам – “ПАЗикам”, “ГАЗелям” и “Хёндаям”. А они, в свою очередь, работают максимум до 22 часов. И это в Казани, столице крупного промышленного региона, где никогда не теряла актуальности проблема “ночного автобуса”!
Люди, приезжающие в гости, часто удивляются: какие у нас старые и грязные трамваи. В иные и садиться не хочется… Временами их приходится подолгу ждать. Ситуация усугубляется еще и тем, что в переполненном транспорте пассажиры грубо разговаривают друг с другом, порой дело доходит до оскорблений. А кто придумал в автобусах такое правило – выпускать пассажиров только через переднюю дверь? А там и двум людям не разойтись. Обязанность кондуктора – ходить по салону, продавая билеты, а не сидеть рядом с водителем. А ведь эта дурная привычка становится все распространеннее.
В последнее время почему-то кондукторы и водители негативно относятся к пенсионерам, особенно к тем, которые при выходе предъявляют социальный проездной билет. Редко когда услышишь: “хорошо”, “спасибо”. Чаще нагрубят, рассердятся. Но чем перед транспортниками провинились бедные старики?
Не менее удивляет иногда и поведение самих пассажиров с социальными проездными: они говорят, что у них проездной, а предъявляют его только после настойчивых требований кондуктора. Здесь пенсионер явно не прав: надо быть вежливым, показать свой билет и обязательно – документ к нему.
Есть такое выражение: транспорт – лицо города. Стоит задуматься: а каким же, собственно, получается “лицо” нашей столицы?
Лилия ГАЙФУЛЛИНА.