Как защитить детство

О проблемах сохранения семьи, повышении рождаемости, улучшении здоровья детей сегодня говорится много и на самых разных уровнях.

О проблемах сохранения семьи, повышении рождаемости, улучшении здоровья детей сегодня говорится много и на самых разных уровнях. Мне, как специалисту дошкольного образования с многолетним стажем работы, да и просто женщине-матери, бабушке, хотелось бы поделиться своими мыслями на этот счет.


Ребенку нужно не только сбалансированное питание, но и оснащенная педагогическая зона развития, а главное – детский коллектив, где он адаптируется и готовится к жизни в обществе, где формируется его характер. В нашем государстве, как нигде, развита система дошкольного образования, 69 процентов детей нашей республики с одного до семи лет посещают детские сады, и очередность по устройству в них растет. Родители сегодня очень нуждаются в помощи по воспитанию детей. Некоторые нанимают нянь, гувернанток.


Но где гарантия, что вам попадется идеальная гувернантка? И потом – что дальше? Как ребенок, привыкший к частным учителям, будет жить в обществе? Кроме того, большинство населения просто не могут себе позволить нанять няню. А вот если бы в наших дошкольных учреждениях были комфортные условия, наполняемость групп не превышала нормы, а воспитатели имели зарплату хотя бы тех же гувернанток, то у родителей меньше болела бы голова, а дети получали соответствующее развитие.


Кстати, сегодня идет спор о предшкольной подготовке детей. Естественно, там, где охват общественным дошкольным образованием составляет всего 18-20%, это является решением проблемы. А там, где в дошкольные учреждения ходит больше половины всех детей? В чем смысл для них снова организовывать предшкольные классы? Или это попытка перестать считать дошкольное образование реальной образовательной ступенью и оправдать те явления, которые возникают после повышения родительской платы за детский сад (когда для части семей он становится недоступен)? Наша дошкольная психология признана во всем мире, и называют ее уникальной. Сегодня такие страны, как Англия, Япония, Китай, стремятся воспитывать детей в детских садах.


А может, просто легче и дешевле иметь только предшкольную подготовку, чем содержать всю систему общественного дошкольного образования? Кто будет работать в классах предшкольной подготовки? Что получит ребенок от этой подготовки? Как скажется это на его здоровье? Эти вопросы требуют серьезного и обоснованного ответа. Не явится ли это только “суррогатной” ступенью подготовки к обучению, не отобьют ли у ребенка желание учиться дальше?


Психологические исследования показывают, что ребенок в 5-6 лет не может целенаправленно и полноценно учиться в школе. Периодизация развития, принятая отечественной психологией, убедительно доказывает: дошкольное детство длится до семи лет. Процесс созревания дошкольника невозможно подстегнуть никакими специальными занятиями, потому что невозможно изменить законы психического развития. Нельзя лишать ребенка детства.


Для решения насущных проблем, на мой взгляд, необходимы: сохранение и всемерная поддержка системы дошкольного образования государством и обществом; развитие вариативности сети детских садов; разработка механизма дифференцированной оплаты родителями содержания детей в детском саду; разработка нормативов материально-технического оснащения детских садов; использование средств по назначению; повышение материальной заинтересованности сотрудников ДОУ; разработка государственных и региональных стандартов дошкольного образования детей 5-7-летнего возраста и государственных требований к основной общеобразовательной программе.


З.ИШНИЯЗОВА.
Заслуженный учитель РФ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще