Каждую весну перед республикой встает проблема – обеспечение безопасности паводка на реках и водоемах. Я всю жизнь проработал в системе инженерной защиты Казани, и сегодня меня постоянно волнует вопрос: насколько реальна угроза подтопления столицы? А вопрос, посудите сами, далеко не праздный.
Казань простирается почти на пятьдесят километров вдоль левого берега Волги и на тридцать километров – по обоим берегам Казанки. Все районы города омываются водами обеих рек. Полвека назад, при создании Куйбышевского водохранилища, столица была ограждена от зон затопления защитными дамбами на протяжении тридцати двух километров от поселка Победилово до Старого Аракчино и от Кировского моста до нынешнего НКЦ “Казань”. Выше по течению Казанки угрозы подтоплений в те годы не было, ибо левый берег оставался крутым, а по правому, в пойменных лугах, жилых микрорайонов не существовало.
Но после 1970 года широко развернулась застройка Казани по правому берегу Казанки. Здесь появились проспекты Ибрагимова, Ямашева, улицы Амирхана и Адоратского с большими жилыми кварталами и сопутствующей инфраструктурой. Как ни прискорбно, в настоящее время “большая вода” представляет для этих микрорайонов реальную опасность. Высокие паводки 1942, 1947, 1955, 1969 и 1979 годов заливали здесь пойму слоем воды до трех метров. На памяти старожилов бывшей деревни Ново-Савиново особенно разрушительный паводок 1947 года.
Но и после образования водохранилища опасность не миновала. Например, в 1969 году левый приток Казанки – речка Нокса заливала даже автодорогу до Арска. А весной 1979 года на реке Киндерке в поселке Сосновка в результате большого затора льда было затоплено множество частных домов и подворий. Ущерб был весьма значителен.
Расчет высоты засыпки под застройку Ново-Савиновского района выполнен только для квартала, расположенного между улицей Короленко и проспектом Ибрагимова. Все последующие кварталы закладывались без учета подтоплений.
Положение еще более усугубилось после введения в строй автомобильных магистралей через Казанку. Транспортные дамбы существенно сузили пропускную возможность русла, ширина которого стала теперь всего сто-двести метров. Дать проход вешней воде максимального расхода через столь узкое сечение (да еще и при повышенном подпоре водохранилища) стало практически невозможно.
В последние годы владельцы садоводческих товариществ, расположенных выше железной дороги в устье Ноксы, все чаще замечают, что весной их участки затапливаются самыми обычными вешними водами. Это подтверждает, что уровень воды в Казанке и прилегающих грунтовых вод стал повышенным. Это прямой результат непроходимости максимальных расходов воды под мостами.
В дальнейшем при стечении неблагоприятных факторов опасный уровень воды выше третьей транспортной дамбы может превысить отметку застройки кварталов и серьезно подтопить жилой массив Ново-Савиновского района. Есть угроза и того, что далее вода по низким местам может пройти в Кировский район и даже в центр города. Сравнение с Новым Орлеаном кощунственно, но вполне закономерно.
Специалисты бьют тревогу. Подобного развития ситуации допустить нельзя. Любопытно, что о проблеме не понаслышке знают в специализированных службах, однако ничего не предпринимают из-за недостатка финансирования. А ведь ущерб от подтопления может обойтись в пять-десять раз дороже, чем необходимая профилактика.
Дмитрий РОМАНОВ.