В чистых реках меньше рыбы…

На экранах телевизоров то и дело возникают захламленные мусором берега водоемов, плавающая вверх брюхом рыба.

На экранах телевизоров то и дело возникают захламленные мусором берега водоемов, плавающая вверх брюхом рыба… Вокруг только и говорят о необходимости спасать окружающую среду. Мы так привыкли к подобным сюжетам, сжились с ними, как с любимой мозолью, что заголовок этой заметки наверняка вызовет у многих читателей недоверие. Мол, не может такого быть….


Но заявляю об этом вполне ответственно. Я профессиональный геолог с многолетним стажем, и моя работа всегда была связана с частыми разъездами по республике. Так что своими глазами вижу, как год от года экологическая ситуация у нас улучшается. Взять нефтяников – они стали качественнее рекультивировать земли, работники сельского хозяйства научились грамотно и своевременно производить обваловку вокруг ферм, складов с удобрениями и химикатами, предотвращая этим сток загрязняющих веществ в реки. За последние два года мне довелось побывать не только на Волге и Каме, но и на Меше, Свияге, Сулице, Большом Черемшане, Сульче, Ике, Шешме. И везде ситуация улучшилась.


Конечно, у меня нет возможности сделать анализ воды с точным определением ПДК тех или иных вредных элементов – для этого необходимы особые оборудование, реактивы. Но я, как заядлый рыбак, хорошо знающий повадки обитателей водоемов, могу визуально определить “здоровье” воды. По рыбе.


Как-то прошелся по берегу Казанки от “горбатого” моста до наплавного – это около трех километров. Территорию в экологическом отношении не назовешь благополучной. Ведь на этом участке в реку “впадают” промышленные стоки с нескольких расположенных рядом предприятий. И каково же было мое удивление, когда увидел в считающейся грязной, почти технической воде множество мальков… Приспособились? Постоял, прислушался – и еще больше удивился, расслышав всплески жирующих окуня и щуки! Походив по берегу, я обнаружил семейство ондатр. А ребятишки с горящими от азарта глазами то и дело вытаскивали из воды раков. Кстати, раки в грязной воде не живут, одно время они из Казанки почти исчезли. А теперь вот снова появились!


В нынешний зимний сезон раз семьдесят был на рыбалке. Так вот, в ноябре-январе клевали ерш, окунь, иногда судачок, берш и щуренок. Во время оттепелей и весной ловится “белая рыба”: густера, сорожка, лещ.


Выбор, как видим, широкий. А вот в количественном отношении картина иная. Спросите рыбаков – любой скажет, что рыбы нынче стало меньше. Но это связано отнюдь не с ухудшением экологической обстановки. Есть иные причины, Первая: после икромета рыбы в июне ежегодно происходит сброс воды в Волге. Вода уходит, икра остается на прибрежных камышах, кустах. Это миллиарды невыведенных мальков. Вторая: на всех водоемах республики ведется бесконтрольный, варварский лов рыбы сетями, а на Волге – даже тралом.


Я думаю, для того чтобы рыбы в наших реках было больше, нужно решительнее вести борьбу с браконьерами. Конечно, и за чистоту окружающей среды надо бороться, правда, немного другими методами. А если объединить усилия, то и вовсе можно добиться замечательных успехов.


Владимир КАФИЧЕВ.
Заслуженный геолог РФ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще