Воспитание добротой

Лет двадцать тому назад мы, однополчане 291-го полка 63-й дивизии, получили письмо из Казани от подполковника Владимира Федюнина, сына погибшего солдата, воевавшего в нашем полку, с просьбой помочь ему найти могилу своего отца.

Лет двадцать тому назад мы, однополчане 291-го полка 63-й дивизии, получили письмо из Казани от подполковника Владимира Федюнина, сына погибшего солдата, воевавшего в нашем полку, с просьбой помочь ему найти могилу своего отца. Конечно, откликнулись. Общими силами нашли место захоронения Ивана Федюнина, погибшего в 1943 году. И тогда его сын Владимир привез туда мать, сестру, жену и детей, чтобы поклониться праху отца, взять с его могилы горсть земли и посыпать могилу землей, привезенной из Татарcтана.


Мы, однополчане Ивана Федюнина, расценили поступок сына как выражение верности и любви к погибшему отцу. И невольно с благодарностью и уважением подумали о матери, Анастасии Михайловне, воспитавшей такого сына.


Владимир Федюнин и его жена Галя вместе со своими детьми вот уже много лет бывают на наших встречах однополчан, которые регулярно проводятся в День Победы в Москве или в Кирове. А как-то я с женой и мой друг однополчанин Афанасьев, тоже с женой, путешествовали на теплоходе по Волге. Когда мы прибыли в Казань, у трапа нас встретил Владимир Иванович Федюнин и повез на машине показывать город. А потом привез к маме, Анастасии Михайловне. И вот тут за столом я услышал интересную историю.


Когда в 1943 году пришла похоронка на главу семьи, Федюнины жили в деревне, Володя учился в школе, в соседнем селе. Дорога как раз пролегала мимо лагеря немецких военнопленных. Ребятишки смотрели на виновников гибели своих отцов с ненавистью, невольно стараясь побыстрее миновать это место. Лагерь был небольшой, немцы работали под присмотром конвоя. Как-то зимой, возвращаясь из школы, Володя увидел греющегося у костра немца. Мальчик вспомнил, что у него в кармане осталась от завтрака картошка, подошел к костру. Немец наблюдал, как мальчик вынул из кармана картофелину, положил ее в золу, чтобы испечь… И тут Володя поднял глаза и посмотрел на соседа по костру. У пленного было такое печальное лицо, такой голодный взгляд, что Володя невольно протянул ему свою картошку. Тот, бормоча слова, вероятно, благодарности, обжигаясь, съел картошку.


Дома ни маме, ни сестре Володя об этом эпизоде не рассказал. Но на следующий день он уже специально оставил одну картофелину от завтрака, опять остановился у костра. Немец его уже ждал, что-то пытаясь рассказать мальчику. Володя только понял, что пленный сильно болен, что он следит за костром, к которому по очереди приходят его работающие товарищи. Отдав картофелину, паренек ушел. С этого дня немец стал всякий раз поджидать Володю, и мальчик делился с ним своей скудной пищей.


Мама скоро заметила: сын что-то утаивает, и он признался, что каждый день делится едой с больным немцем. Мать не стала его бранить, говорить, что, может быть, от руки этого немца погиб отец. Нет, она просто стала давать сыну в школу немного больше еды. Вдова с двумя детьми на руках, живущая впроголодь, ибо тыл отдавал “все для фронта, все для победы”, не посчитала зазорным делиться едой с немцем, потому что прежде всего видела в нем человека, нуждающегося в помощи.


Прошла зима, потом весна, закончилась война. Как-то немец сообщил Володе, что его и других больных военнопленных скоро отправят домой, в Германию. Когда этот день наступил, мать собрала, сколько могла, продуктов в дорогу. И мальчик отнес их своему подопечному. Так закончилась эта история.


На меня она произвела неизгладимое впечатление, и я понял, почему сын моего погибшего товарища так свято чтит память о своем отце, так уважает его друзей. Потому что он по-настоящему добрый. Увы, в наше время эта черта в людях стала редкостью. А вот у Владимира Ивановича она есть. Конечно же, немалая в этом заслуга его мамы.


Сын погибшего однополчанина всю жизнь проработал в МВД Татарии, его жена Галя – работник оборонки, супруги вырастили двоих сыновей. Старший Сергей пошел по стопам отца, он подполковник милиции, старший следователь по особо важным делам, Владимир – предприниматель. Растут внуки. Я очень рад, что в семье Федюниных все хорошо сложилось, что у моего погибшего однополчанина такой достойный сын, что растут внуки и правнуки и династия Федюниных продолжается!


Михаил СКРЯБИН.
Москва.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще