Читательскую почту можно условно разделить на две основные категории: жалобы на различные несуразности нашей действительности и размышления, объясняющие их происхождение. Писем второй разновидности в последнее время приходит все больше – люди становятся философами, причем зачастую не от хорошей жизни.
НАША СПРАВКА. Более семисот писем получила редакция “РТ” во второй половине прошлого года. В различные инстанции по ним было направлено около 150 запросов. В результате около ста читателей получили ответы на волнующие их вопросы, нескольким десяткам человек редакция помогла решить конкретные проблемы. Связаны они в основном с пенсионным обеспечением или необходимостью оказать социально-бытовую помощь малообеспеченным или нуждающимся.
Есть в статистике учета корреспонденции и неприятные моменты. Речь прежде всего о том, что в ряде государственных структур к обращениям редакции относятся формально (по принципу “лишь бы отписаться”) или их вообще игнорируют. Остались, к примеру, без ответов несколько актуальных вопросов читателей к администрации Казани и Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.
В необычном ракурсе попытался представить отечественную историю житель Верхнего Услона Н.Журавлев. В своем письме в редакцию он обстоятельно рассуждает о… пьянстве в России на протяжении ХХ века. “Кое-кто утверждает, – пишет автор, – что у нас всегда много пили. Но это заблуждение, которое во многом отражает нынешнее неблагополучное состояние дел с трезвостью”.
По мнению Н.Журавлева, пьяный народ не смог бы совершить Октябрьскую революцию и защитить ее завоевания. Он не сумел бы в годы первых пятилеток полностью ликвидировать неграмотность, заложить в экономике мощную материально-техническую базу, сокрушить фашизм, а затем поднять страну из пепла и руин и стать первооткрывателем космоса. Да и численность населения за одно столетие не могла бы увеличиться на 130 миллионов человек, учитывая даже колоссальные людские потери в годы мировых войн и массовых политических репрессий.
Тем не менее, продолжает читатель, в прошлом веке можно выделить четыре основные вспышки массового пьянства. Первая из них относится к эпохе Гражданской войны, когда резко упал общий уровень культуры в обществе, а на гребне истории оказались маргиналы. Вторую вспышку пьянства – после Великой Отечественной войны – спровоцировало государство, когда оказалось перед необходимостью как-то пополнять опустошенную борьбой с внешним врагом казну. В выборе средств для достижения этой цели власть не церемонилась – ставка была сделана на “пьяные” деньги.
Далее следуют времена хрущевской “оттепели”. Именно тогда на волне борьбы с “культом личности” в стране пошатнулась дисциплина, возникли различные течения вольнодумства, в моду вошли различные “капустники” с неизменной выпивкой. были переведены на денежную основу даже отношения с колхозниками, у которых появилась возможность чаще покупать чекушки с “беленькой”.
И все-таки каждый раз власть находила способы, а главное – политическую волю, что называется, загнать “зеленого” джинна обратно в бутылку, справляясь с нарастающими масштабами алкоголизма. Чего не скажешь, сетует Н.Журавлев, о нынешней вспышке пьянства, начало которой положили “перестройка”, а далее – “шоковая терапия” и приватизация. Пьют или хотя бы выпивают теперь все, исключая разве что младенцев, – одни, как пишет читатель, с жиру, другие – с горя. Отсюда и другие многочисленные пороки нашей действительности: повсеместное сквернословие, тунеядство, халатность, воровство, разбой, проституция, беспризорность, холод, голод, коррупция…
Все чаще в редакцию пишут о духовной деградации общества. В качестве причины, объясняющей этот прискорбный процесс, К.Саримова из Казани называет отсутствие четких идеологических установок. И виновато в этом в первую очередь, на ее взгляд, наше демократическое государство. “Особенно страдает от безыдейности и серости наша молодежь, – уверена читательница. – В былые годы хорошим воспитателем был комсомол, а теперь многие подростки ищут кумиров в религии”.
К.Саримова иллюстрирует свои слова горькими примерами отпрысков знакомых и друзей, которые от безысходности (безработица, безденежье, беспомощность) связывали свою судьбу с последователями “чистого ислама” или разного рода нетрадиционных христианских сект, но в результате серьезно обманулись. К сожалению, как это чаще всего случается, молодые люди сталкиваются с “поводырями”-проходимцами, которым ничего, кроме личного обогащения и удовлетворения больного тщеславия, не надо.
Житель Альметьевска Д.Абдразаков также далеко не в восторге от нынешних времен. Инвалид Великой Отечественной войны и ветеран труда, он сокрушается по поводу результатов так называемой приватизации.
“Недавно получил извещение о почтовом переводе, – пишет читатель. – Отправителем его оказалась “Национальная холдинговая компания РТ”, держателем 38 акций которой я являюсь вот уже десять лет. Но если бы не этот перевод, о существовании фонда я бы, наверное, не вспомнил – ни разу со дня получения акций его работники не давали о себе знать. И вот вдруг выяснилось, что мне полагаются некие дивиденды!
Но неожиданная радость быстро сменилась горьким разочарованием. Представьте себе, дивиденды составили аж 6 рублей 84 копейки!”
Д.Абдразаков твердо решил не получать эту смехотворную сумму, прислав оригинал перевода в редакцию. Сделал он это для того, чтобы редакция сохранила этот образец, как пишет автор письма, для увековечения форменного издевательства над народом.
Впрочем, не все у нас так плохо, как, к примеру, в других бывших республиках бывшего Союза, в частности на Украине. Наш постоянный читатель из крымского города Ялта Фуат Муртазин рассказывает о нелегкой доле украинских пенсионеров. Для большей убедительности автор приводит многочисленные цифры. Он сравнивает размер пенсий и цены на продукты и основные виды услуг в России и на Украине.
Если верить Ф.Муртазину, то в перерасчете стоимость жизни у южных наших соседей как минимум в три раза дороже, а вот пенсии, наоборот, – в три раза меньше. “Мы с женой, – пишет читатель, – редко когда можем позволить купить себе сливочное масло или копченую колбасу. Для нас это роскошь. При этом я знаю, что мои друзья в Татарстане могут позволить себе приехать летом ко мне, а вот среднестатистический крымский пенсионер не мечтает путешествовать даже по незалежной Украйне”.
С тем, что все познается в сравнении, согласна и К.Угримова из Нижнекамска. Недавно она навестила родственника, отбывающего наказание в колонии на станции Свияжск. Это учреждение произвело на женщину удручающее впечатление. Оно переполнено, имеет массу проблем со снабжением, питанием, содержанием заключенных.
Для многих читателей газета по-прежнему остается надежным собеседником, с которым они делятся пожеланиями и предложениями, историями из жизни, многостраничными исповедями, собственными исследованиями. Так, краевед В.Малахов прислал нам подробную историю Заинска, которую он приурочил к 350-летию родного города. А его землячка Е.Кузнецова живописует в своем послании встречу с шаровой молнией, которая оставила неизгладимые впечатления в памяти читательницы.
Отдельно нужно сказать о блоке писем, посвященных открытию в Сорочьих Горах Камского моста. Редакция получила (и еще продолжает получать) бесчисленное множество благодарностей в адрес руководства республики и строителей за этот бесценный для Закамья объект экономики. Таково и пространное письмо жительницы Бугульмы А.Тимергалиевой.
И, наконец, о необычном предложении чистопольца И.Ермолаева. К тысячелетию столицы республики он предложил соорудить в районе устья Казанки… величественную статую любви. По словам автора, аналог американской статуи свободы будет символом мирного сосуществования в нашем крае разных народов и цивилизаций.