По велению совести и закону

Написать в редакцию меня заставляет горький осадок, оставшийся после Дня памяти жертв политических репрессий.

Написать в редакцию меня заставляет горький осадок, оставшийся после Дня памяти жертв политических репрессий. То, как малозаметно и буднично прошел он в нашей республике, вызывает вполне понятное разочарование тех, бесплатным трудом которых в стране строились многие гиганты индустрии, промышленная инфраструктура. Долгие годы мы были рабами государства и теперь имеем полное право требовать внимания со стороны властей.


Конечно, многие сегодняшние граждане России, особенно молодые, лишь понаслышке знают о тех лишениях, через которые пришлось пройти тысячам и тысячам несчастных, вина которых так и не была доказана и доказана быть не могла в принципе – в силу абсурдности обвинения!


Но эти люди вынуждены были покориться черному року судьбы и наравне с остальными (свободными!) согражданами приняли, находясь за колючей проволокой, активное участие в строительстве казавшегося уже тогда столь не очевидным светлого будущего страны. Руками моих собратьев по несчастью – политзаключенных – были построены многочисленные шахты и рудники, дороги и аэродромы, каналы и электростанции, они заготавливали лес, добывали золото, урановую руду. Благодаря каторжному труду заключенных ГУЛАГа в Советском Союзе был практически освоен Крайний Север, где построены города Магадан, Норильск, Северодвинск, а также Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань… Перечислять подробно заслуги и достижения советских узников совести в газете просто не хватит места. Да и есть ли еще в этом необходимость?


Десять лет назад отношение к нам, до тех пор практически бесправным гражданам, на которых лежала идеологически нестираемая печать судимости, начало меняться – от равнодушия к участию. Был принят федеральный закон, гарантирующий помощь жертвам политических репрессий. Он закрепил столь необходимую заботу о тех, кому в лучшем случае уже перевалило за шестой десяток лет. Многие бывшие заключенные ГУЛАГа к тому времени окончательно потеряли здоровье и трудоспособность, стали инвалидами…


Многочисленные неурядицы последних лет, похоже, притупили старую боль в нашем обществе, и о нас теперь вспоминают все реже. Один из законных поводов вспомнить нас – День памяти жертв политических репрессий, который ежегодно отмечается 30 октября. На мой взгляд, его общественное звучание с каждым годом уменьшается. Несмотря на то, что государство обязалось нас поддерживать, многие чиновники относятся к нуждам бывших политических заключенных исключительно формально, без души и энтузиазма. Думать так заставляют факты того, как было отмечено 30 октября 2002 года.


Конечно, накануне этого дня были и приятные моменты. Большинство моих коллег и знакомых отметили хорошую организацию чествования бывших политзаключенных в Вахитовском, Московском и Советском районах Казани, в Бугульме. Представители этих райадминистраций устроили специальные собрания, благотворительные обеды, концерты для нашего брата, вечера встреч, даже экскурсии. Были продуктовые наборы, ощутимые, по меркам пенсионеров, денежные премии.


Подарки для нас сделали также и некоторые предприятия – например, казанские объединения “Таттехмедфармация” и “Татхимфармпрепараты”. Администрация Казани организовала выезд полутора тысяч бывших узников совести, проживающих ныне в столице республики, на Архангельское кладбище, где, как известно, погребены многие наши земляки – жертвы сталинского режима. Там, у памятника, состоялась поминальная служба.


Но, к сожалению, такое участие к нам проявили далеко не везде. В некоторых других районах столицы и республики (а их было как раз большинство) власти отделались более чем скромными денежными премиями и дежурными напутствиями. Никого не хочется винить в грехе равнодушия, но такое отношение откровенно удручает…


Сегодня много говорят о необходимости поддержки пожилых людей, несправедливо обиженных судьбой. В этой связи у меня есть предложение относительно бывших политических заключенных. Думается, было бы справедливо уравнять их в правах с участниками Великой Отечественной войны и наделить соответствующими льготами. И еще. Наверное, при всем дефиците республиканского бюджета на будущий год можно было бы властям предусмотреть определенную сумму для поддержания нашей организации жертв политических репрессий.


Н.СОБОЛЕВ.
Бывший узник ГУЛАГа.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще