Перед нашей страной как-то неожиданно возникла серьезная проблема – судьба Калининградской области, самой западной территории России. Пока вопрос вращается вокруг визового режима, в условиях которого калининградцам придется существовать в связи с расширением Евросоюза за счет соседних Литвы и Польши. Но, как бывший житель самого западного российского областного центра, смею утверждать, что данная проблема может потянуть за собой другие, более сложные…
Немного истории. Калининград, бывший Кенигсберг, был столицей Восточной Пруссии, центром одной из крупных земель довоенной Германии и одновременно оплотом немецкого юнкерства и милитаризма. По международным соглашениям, после поражения фашистской Германии Восточная Пруссия перестала существовать, будучи разделенной между Советским Союзом и Польшей – то есть странами, особенно пострадавшими от бывшего соседа. Меньшая часть немецких земель отошла к РСФСР.
В сороковых годах Кенигсберг представлял собой мощный город-крепость. По внешнему его периметру стояли 15 фортов с самым современным по тем временам вооружением. Город защищали отборные части фашистского вермахта. Неудивительно, что он был взят советскими войсками только 9 апреля 1945 года – всего за 23 дня до падения Берлина. Штурму Кенигсберга Советской Армией предшествовала трехмесячная его осада с методичными авиационными и артиллерийскими ударами. Позднее упорные бои еще долго шли на улицах города.
В результате Кенигсберг, как и многие другие германские города, серьезно пострадал, но в этом незавидном положении была одна особенность: разрушению не подверглись промышленные предприятия и некоторые поместья с особняками прусской знати. Для нас важно, что практически нетронутым Советскому Союзу достался и судостроительный завод фирмы “Schichau” со всеми недостроенными надводными и подводными кораблями. Теперь это нынешний завод “Янтарь” – именно с ним долгие годы сотрудничют зеленодольские судостроители из Татарстана.
В послевоенной модернизации завода с его богатейшим оборудованием (особенно ценным было доковое и крановое хозяйство) добросовестно помогали немцы – вплоть до окончания 1947 года, когда наша страна объявила об их поголовной депортации на территорию Германии в ее новых границах. А уже в 1948 году завод приступил к постройке кораблей для Военно-Морского флота СССР.
Активное сотрудничество “Янтаря” (в те годы – завода №820) с Зеленодольским проектно-конструкторским бюро (тогда ЦКБ-340) началось десятилетие спустя. В 1957 году в Калининграде стали строиться суда по проекту зеленодольцев. С их помощью на “Янтаре”, например, были сооружены большие сторожевые корабли типа “Ястреб”, главным конструктором которых был Н.А.Яковлевский. Всего же до середины восьмидесятых годов построено было несколько десятков кораблей двух зеленодольских проектов.
Последний такой корабль, который был назван “Неустрашимым”, был сдан в 1993 году. Он получил высокую оценку военных специалистов не только в России, но и за рубежом.
На “Янтаре” даже функционировал филиал Зеленодольского проектно-конструкторского бюро, в котором побывали сотни специалистов из Татарстана. Самый удобный рабочий путь в Калининград тогда проходил по железной дороге через Белоруссию и Литву. Никаких вопросов транспортировки в то время, конечно же, не возникало. Ситуация резко изменилась пятнадцать лет назад, после чего сотрудничество между калининградцами и зеленодольцами сошло практически на нет.
В настоящее время принято решение о завершении постройки еще одного корабля типа “Ястреб” на заводе “Янтарь”. Предстоят командировки в Калининград специалистов ЗПКБ в новой, постсоветской ситуации, когда Калининградская область стала полуанклавом России.
Кроме введения визового режима для граждан России, горячие головы на Западе уже постепенно предъявляют и другие требования. Например, Литва и Польша высказываются о предоставлении Калининградской области независимости и ее присоединении к прибалтийской экономической группе. А вот землячество “пруссаков” в Германии в жесткой форме настаивает на компенсации за утраченное когда-то имущество.
В таких условиях приходится сегодня жить и работать тем, кто приехал в далекие послевоенные годы осваивать новую область и чьи дети и внуки стали коренными калининградцами. Эти люди – пока такие же наши соотечественники, как и жители соседних областей и республик. Остается надеяться, что основательной ревизии статус Калининградской области подвергнут все-таки не будет. И сотрудничество калининградцев и зеленодольцев получит дальнейшее развитие.
Ефим ГОЛУБИЦКИЙ.
Зеленодольск.