“Даешь психологическую безопасность, или Почему общество деградирует”. Так называлась статья Ирины Деминой, опубликованная в “РТ” 24 января с.г. Читатели не остались равнодушными к поднятым в ней проблемам. В редакцию поступило много откликов. Некоторые из них предлагаем вашему вниманию.
При чем тут идеология?
Еще недавно мы хотели “изгнать” идеологию из нашей жизни. Но в последнее время начинаем скучать по ней. А нужна ли нам идеология? Думается, да.
С психологической точки зрения главное значение идеологии для человека состоит в том, что помогает ему найти смысловые ориентиры в жизни. Но что это такое – смыслы (жизни, деятельности и т. д.)? Скажем прямо: это одно из самых запутанных понятий. Смысл появляется тогда, когда человек успешно преодолевает препятствия, мешающие ему овладеть привлекательной ценностью. Это доставляет ему удовлетворение и радость, создает оптимистическое настроение, привязывает к жизни. А неудачи огорчают и подавляют, вызывают тревогу, уныние, а то и депрессию. И жизнь теряет свою притягательность, а вместе с этим и смыслообразующую силу. Эмоциональные состояния, повседневное настроение, тонус жизни точнее всего характеризуют наличие или отсутствие смысла жизни у человека.
В любой идеологии есть система основополагающих ценностей, но они конкретизируются с учетом ситуации, актуальных потребностей людей. Возникает вопрос: какие ценности надо предложить народу сегодня для того, чтобы усилить смысловое наполнение его жизни? В первую очередь, те, которые наиболее дефицитны. Посмотрим на результаты социологического опроса, опубликованные в “АиФ”. Сильнее всего осложняют жизнь опрошенных низкие доходы (72%). Далее идет плохое медицинское обслуживание и слабое здоровье (соответственно 40 и 35%), угрожающая криминальная обстановка (37%) и убогое жилье (31%).
Но, отвечая на вопросы социологов, респонденты фиксируют внимание на невзгодах, лежащих на поверхности, а не на причинах, которые их вызывают. Так, в числе главных причин бедности находится социальная несправедливость. У криминала много “родителей”, но его основа лежит в безнравственности. А слабое здоровье населения во многом вызвано разгулом алкоголизма, наркомании и плохой экологией.
Однако черный список первопричин возглавляет несправедливость. Надо сказать, в последние годы это понятие вообще исчезло из лексикона реформаторов и высших чиновников. Проблемы справедливости появились не сегодня, они имеют глубокие исторические корни. Их истоки уходят в групповую психологию и психологию человека вообще. Люди всегда стремились к удовлетворению своих потребностей кратчайшим путем и наиболее полно. В каждой социальной группе есть сильные и слабые члены. Если появляется возможность и отсутствуют внутренние ограничители, сильные стремятся подмять под себя слабых, жить за их счет. Так рождаются “паханы” и рабы. Мораль, правила справедливости люди изобрели для того, чтобы противостоять агрессии “сильных”.
Позднее на этой основе возникла идеология угнетенных – христианство и другие религии. Но появилась и мораль “сильных”: “Отбирай у других все, что можешь. Жалеть других и “вкалывать” самому – это удел слабака и глупца”.
Поскольку противоборство двух моралей разобщало общество, вызывало конфликты, нескончаемые войны, восстания, возникла необходимость в миротворческой силе. Такую миссию взяла на себя религия. Она с самого начала призывала прежде всего к милосердию, гуманности, доброте, провозглашала общечеловеческие ценности, которые помогали сплотить людей, сделать их более счастливыми.
Но неправедные силы никогда не прекращали свои попытки навязать свою волю, дискредитировать принципы справедливости. Яркий пример тому – современная Россия. Здесь совершивших преступление богачей обычно не сажают в тюрьмы. Экономисты, входящие во властные структуры, не устают нам внушать: ни в коем случае нельзя примешивать соображения справедливости в экономику, дескать, это тормозит ее развитие. Руководствуясь такой логикой, реформаторы наспех раздали избранной элите народные богатства и установили самый несправедливый в мире порядок распределения доходов. Между тем, во все времена идеи справедливости служили социальному прогрессу, помогали обществу стать более человечным, сплоченным и сильным.
Специфика современной России состоит в непомерном “раздрае” общественных отношений. Во многом мораль отделилась от экономики, этика от искусства, политика и право от морали и т.д. Собрать их вместе будет нелегко – понадобятся огромные и длительные усилия. Для этого нам предстоит разработать программы действий применительно к различным сторонам жизни, а в конечном счете превратить программы в кодексы поведения личности, регулирующие реальные действия людей.
Скажем, чиновники несомненно понимают суть демократии. Но их повседневное поведение на службе демократичным не назовешь. Так, политическая и государственная элита малодоступна гражданам. Если даже депутаты Госсовета жалуются на то, что не могут попасть на прием к чиновникам “первого эшелона” власти, так что говорить о рядовых гражданах?
В России 600 тысяч социальных сирот и 2,8 миллиона беспризорных детей. На телеэкранах эти несчастные иногда даже улыбаются. Как сказал великий физиолог И.Сеченов, человек привыкает ко всему, даже к сырой безгласной тюрьме. Эти бедолаги еще не знают, какие ужасы и какая бессмысленная жизнь ждет их впереди. И это все происходит на фоне поражающей мир роскоши нуворишей.
Но “сильные” нам говорят: не только для науки, но и для борьбы с беспризорностью остро не хватает денег. Простите, но я этому не верю. Откуда же в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны обескровленная и голодная страна нашла средства на спасение сотен тысяч детей, на организацию огромного числа детских домов, приютов? Кстати, в 1942 году был открыт большой детдом и в нашей республике, для него выделили самое большое и светлое здание в одном из райцентров. В октябре 1943 года, в разгар войны, Совнарком СССР, заботясь о воспитании детей, принял решение об открытии Академии педагогических наук РСФСР.
Главные беды России не в недостатке денег, а в идеологии чистогана и эгоцентризма, освобождающей человеческую совесть от ответственности перед людьми, даже перед погибающим поколением детей. Потому-то и демократия у нас свелась, главным образом, к голосованию на выборах. Выборы прошли – и забыты обещания избирателям.
Хочу подчеркнуть: людей больше всего огорчает не сама бедность, а унизительная, кричащая несправедливость нового уклада жизни, в первую очередь – в сфере распределительных отношений. Вот что больше всего подрывает социально-психологическую безопасность страны, веру в будущее и смысловое наполнение жизни. Хорошая идеология – это та, которая соединяет силу и справедливость.
Разрабатывая концепции и программы, нельзя забывать и о том, что удельный вес различных ценностей в смыслообразовании меняется по мере развития общества. Вначале люди стремятся устранить материальный дефицит. Но по мере роста материальных благ повышается роль духовных ценностей. В свое время на Западе не осознали эту закономерность, за что теперь поплатились все углубляющимся кризисом эмоционального климата в обществе и ростом суицидов. Это явные признаки утраты смысла жизни. В США в той или иной мере страдает от депрессии и эмоциональных нарушений каждый десятый житель. На их лечение ежегодно тратится 120 миллиардов долларов – в 2,5 – 3 раза больше годового бюджета России.
Сейчас одна из наших трагедий состоит в том, что реформы, сопровождавшиеся крутым расслоением общества, насаждением несправедливости и бедности, вызвали глубокое недоверие к демократической идеологии и ее пропагандистам. Как сказал еще К.Станиславский, плохо подать идею – это значит убить ее. В недалеком прошлом мы тем же путем убили идеи социализма…
Р.ШАКУРОВ.
Академик РАО, председатель Поволжского отделения
Российской академии образования.
Бороться за каждого ребенка
Прочитав статью “Даешь психологическую безопасность…”, не могла не взяться за перо. Меня так задели поднятые в этой публикации проблемы, что молчать больше нет сил. Причем сразу возникло желание – немедленно приступить к созданию лучших условий для жизни наших детей. Ведь от того, какими они станут, зависит будущее страны. Что заложишь в них, то в итоге и получишь.
Начинать надо с семьи, с детских садов, школ, дворов. Думаю, действовать должны все, и это по силам каждому – было бы желание. Чтобы воспитать хороших и добрых людей, нужно и самим стать лучше и добрее. И не только к своим детям, но и к чужим. Вспомните, как часто вы отталкиваете ребенка, не хотите его внимательно выслушать, дать совет, а лишь навязываете личное мнение…
Мамочкам и папочкам невредно познакомиться с друзьями своего ребенка, а может, и с их родителями. Только так можно лучше узнать, чем живет сын или дочь. И не следует отпускать детей далеко от себя. Главное – следите за собственными поступками. Не пейте, не курите, не сквернословьте, особенно при детях, чтобы они могли гордиться родителями и брать с них пример.
Скажете, почему я вправе давать кому-то наставления? А потому, что мне уже 65 лет и я вырастила двоих хороших детей. Когда ребятишки были маленькими, с мужем произошел несчастный случай, после которого он остался инвалидом и не мог работать. Мы с ним вынуждены были поменяться ролями – он сидел с детьми дома, а я работала. На инвалидскую пенсию и зарплату служащей шибко не разживешься. Конечно, приходилось туго. Но мама воспитала меня трудолюбивой и научила экономить.
Словом, дети выросли, выучились. Дочь стала врачом, а сын – летчиком транспортной авиации. Кстати, мой сынок родился раньше срока, поэтому имел крошечный вес. Нас с ним направляли в институт “матери и ребенка”, но я под расписку забрала новорожденного домой. Представьте, сколько нужно терпения, сил, любви и ласки, чтобы из такого комочка вырастить летчика.
Боритесь за каждого ребенка, не отдавайте детей наркотикам и алкоголю. Пока маленькие – они беззащитны, многого не понимают. А подрастут – скажут вам спасибо.
З.МУХАМЕДЖАНОВА.
Большая поклонница “РТ”.
Поселок Шугурово. Лениногорский район.
Раздирает душу…
На мой взгляд, в сегодняшней России отсутствует хорошая идеология. Воспитанием подрастающего поколения никто не занимается, а жизнь строится на обмане, зависти и ненависти. Отсюда – разгул преступности. Чиновничий произвол достиг апогея – даже мелкие клерки посетителей за людей не считают. В какой стране есть такое, чтобы люди работали, а зарплату за свой труд не получали? Только в России.
Человеком тебя считают только тогда, когда твой кошелек ломится от купюр. Нет денег – можешь умирать. Вот мы, пенсионеры, и умираем в прямом и переносном смысле, поскольку нам мало что доступно. Нас презирают, приходится даже слышать: мол, и эти-то мизерные деньги зря получаем. Хотя и проработали по сорок и более лет. Правительство кичится тем, что постоянно повышает пенсию. Так ведь сегодня повысит на рубль, а завтра отнимет на два, к примеру, увеличив плату за коммунальные услуги.
А от сегодняшней рекламы вообще тошнит. Через каждые пять-десять минут нас призывают пить пиво. И ни один фильм не обходится без рекламирования водки. Врачи говорят, будто 30 процентов юношей непригодны для армии, мол, они слабые, так как недоедают. И недоразвитые. Дебильные они потому, что рождаются от пьяных родителей. Ныне покойный профессор Андрей Студенцов говорил: “Ребенка надо воспитывать не со дня рождения, а со дня заложения”. А слабые дети – от того, что не работают физически. Мы трудились всю жизнь, а в войну и после нее питались крапивой и лебедой, так я до 50 лет даже не знал дороги в поликлинику.
Родители балуют своих чад, оберегают, дают деньги, а потом деточки от безделья начинают курить, пить, колоться. В Тетюшском педагогическом училище учатся в основном девушки. Так постоянно приходится видеть, как во время перерыва девчонки на улице дымят и распивают спиртные напитки. И это будущие воспитатели и учителя!
Я считаю, что нашему народу рано дали демократию – он еще не готов к ней, соответствующим образом не воспитан. Нас надо держать в ежовых рукавицах. Вот когда вспомнишь про Сталина и Дзержинского…
Т.ХИСАМУТДИНОВ.
Постоянный читатель “РТ”.
Тетюши.