Почти все телеканалы нынче неоднократно демонстрировали репортаж о традиционном праздновании Дня Военно-Морского Флота в Севастополе – на теперь уже совместной базе Украины и России. В параде, как было сказано, приняло участие 17 боевых кораблей ВМФ России и 3 корабля ВМФ Украины. Видимо, такое соотношение количества кораблей отражает и общее положение дел с численностью кораблей Черноморских флотов обеих стран.
Но это общие впечатления. Для татарстанцев особенно ценно другое: на учениях были продемонстрированы в действии корабль на воздушной подушке “Бора”, построенный Зеленодольским судоремонтным заводом имени Горького и сданный в распоряжение Военно-Морского Флота СССР в 1989 году, и корабль типа “Альбатрос”, разработанный Зеленодольским проектно-конструкторским бюро (он выпускается киевским судостроительным заводом “Ленинская кузница”, сейчас – в модернизированном виде для ВМФ Украины). Демонстрация уникального “Альбатроса” усиливалась эффектным показом стрельбы из ракетно-бомбовой установки.
Все это дает повод поразмышлять об истории военно-морского судостроения Зеленодольска.
Корабелы города на Волге гордятся своим вкладом в создание Военно-Морского Флота СССР. В течение многих десятилетий завод им.Горького строил и сдавал боевые корабли разных типов и назначений. К сожалению – в прошедшем времени. Для ВМФ России зеленодольцами последним был сдан корабль на воздушной подушке “Самум”, сооружение которого началось еще до так называемой перестройки по тому же проекту, что и корабль “Бора”. В настоящее время “Самум” находится в составе Балтийского флота.
С тех пор строительство боевых кораблей на заводе им.Горького практически не ведется, доля собственно судостроения неуклонно сокращается и может привести к утрате основного производственного профиля, потере мастеров уникальной специальности, их богатого опыта и традиций. И это при создававшейся годами структуре судостроительного завода и технической оснащенности с соответствующим оборудованием!
У корабелов Зеленодольска с Севастополем связаны не просто воспоминания о прошлом. Для многих это – память о востребованности, о служении Родине, причем без громкой патетики. Своим трудом судостроители Зеленодольска создавали первоклассные корабли, передача которых на баланс ВМФ по традиции проходила в Севастополе, на достроечно-сдаточной базе завода им.Горького. Туда командировались десятки (в 80-е годы сотни) работников завода и представителей (так называемых “контрагентов”) предприятий-разработчиков и изготовителей технических средств и вооружения кораблей.
Корабли названного проекта сыграли важную роль не только в биографиях завода им.Горького и Зеленодольского проектно-конструкторского бюро, но и в становлении многих предприятий-разработчиков и изготовителей новых образцов технических средств и вооружения. Отметим только судовые газовые турбины большой мощности, равных которым не было в мировой практике.
Помимо совместной работы, Севастополь памятен зеленодольцам еще и как город-герой, город русской славы, где каждый камень дышит историей. Башенные часы Севастополя каждые полчаса играли фрагмент песни В.Мурадели “Легендарный Севастополь”, этой же песней встречались и провожались в Севастополе поезда дальнего следования.
В феврале во время визита на Зеленодольский судоремонтный завод им.Горького главнокомандующего ВМФ России адмирала В.Куроедова Президент РТ М.Шаймиев выразил надежду, что корабелам города будет оказана честь не только возрождать Каспийскую военную флотилию, но и пополнять боевыми кораблями Черноморский флот, а следовательно, по возможности снова общаться с Севастополем. Ветераны Зеленодольска присоединяются к этому пожеланию.
Путь боевых кораблей, построенных на заводе им.Горького, по Волге, Волго-Донскому каналу, Дону, Азовскому морю и далее к Севастополю так хорошо знаком зеленодольцам!
Е.ГОЛУБИЦКИЙ.
Зеленодольск.