У каждого судьба своя

Мой отец Фахрутдин родился в 1874 году в деревне Сарабикулово Шугуровского района в бедной крестьянской семье.

Мой отец Фахрутдин родился в 1874 году в деревне Сарабикулово Шугуровского района в бедной крестьянской семье. В 1904 году, когда началась русско-японская война и была объявлена мобилизация, отец узнал, что у Сабар-бая берут сына на фронт. Отец пошел к Сабар-баю и предложил сделку: он идет вместо байского сына на войну, а Сабар за это дает лошадь его отцу. На том и сговорились. Отец ушел на войну, сражался храбро, был отмечен несколькими наградами, однажды даже вызволил из плена приговоренного к расстрелу своего командира Неклюдова.


После окончания войны Фахрутдин вернулся в родную деревню, стал заниматься привычным крестьянским трудом. Неожиданно в деревню приехал полковник Неклюдов. Встреча была теплой, Неклюдов спросил отца, как он собирается дальше жить. Отец поведал ему о своем желании учиться. И Неклюдов увез Фахрутдина в Казань, взял на себя все расходы по учебе. Окончив медресе “Мухаммадия”, отец поехал в Уфу, где несколько лет работал учителем, а затем вернулся в свою деревню.


Здесь он задумал построить мечеть и школу. Посетив всех официальных лиц и добившись разрешения, он на свои средства и при помощи друзей построил красавицу мечеть, школу и свой дом. Фахрутдин-хазрат пользовался большим уважением у односельчан. Он был не просто хорошо образованным человеком, владевшим русским, арабским, английским языками, но и меценатом, и учителем, а также примерным семьянином – воспитывал десятерых детей: пять мальчиков и пять девочек.


В 1921 году, когда в Поволжье разразился голод, Фахрутдин-хазрат организовал поездку в Сибирь, откуда привезли скот, хлеб, лошадей, и таким образом спас многих от голодной смерти.


Жизнь в новых условиях постепенно налаживалась, крестьяне обзаводились хозяйством. Но наступили тридцатые годы, началась коллективизация. Тяжелым катком прошлась она по сарабикуловцам. Часть из них попала в застенки и была расстреляна, многие были высланы в Сибирь, другие сами бежали из родных мест. Под это “колесо истории” угодила и наша семья. Дом, в котором мы жили, школу, мечеть порушили, имущество, в том числе богатейшую библиотеку отца, растащили. Его сослали в Сибирь, а маму с пятью мальчишками выгнали на тридцатиградусный мороз…


Оставаться в деревне было нельзя. Кое-как перезимовав, мама вместе с нами пешком отправилась в поисках уголка, где бы мы могли как-нибудь устроиться. Мы прошагали пешком около четырехсот километров. И наконец “приземлились” в селе Богоявленском Петровского района Самарской области. Мама пошла к руководству села, рассказала, кто мы и откуда. Удивительное дело, здесь нас приняли как своих: отдали пустовавший дом, выделили землю под огород. Впоследствии мама даже завела корову и мелкий скот. Нас приняли в местную школу, учились мы охотно и хорошо. До сих пор я испытываю огромную благодарность жителям села, протянувшим нам руку помощи.


Шли годы. Мы выросли, пришло время служить в армии. Здесь нас и застал роковой сорок первый год. Вчерашние мальчишки, мы пошли защищать свою Родину – Советский Союз. Все пятеро Хуснутдиновых. Каждый с честью исполнил свой долг. Габдрахман геройски погиб под Смоленском, Габдулхай – под Киевом, Хайдар – под Дарницей. Анас получил тяжелое ранение под Ленинградом и впоследствии умер. Также умер от ранения, полученного во время бомбежки, наш отец Фахрутдин – он работал на строительстве оборонительных рубежей под Москвой.


Я, самый младший из Хуснутдиновых, войну закончил в сорок пятом году в Австрии, в сорок седьмом демобилизовался и вернулся домой. Встретила меня моя 75-летняя мама Масрура Хуснутдиновна. Нелегкая выпала ей доля. Я преклоняюсь перед ее памятью и благодарен за то, что в таких тяжелейших условиях она никогда не роптала, не жаловалась на судьбу и воспитала нас, своих детей, достойными членами общества.


Больше полувека я живу в Казани, вырастил троих детей, которые не посрамили своих родителей, надеюсь, что и внуки, и правнуки будут с честью носить нашу фамилию.


Габдуляхат ХУСНУТДИНОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще