Сейчас много говорят и пишут о разных реформах, в том числе в области народного образования. Мне кажется все это надуманным. Ну объясните мне, пожалуйста, для чего менять устоявшиеся и проверенные временем формы и методы педагогической работы?
Разве в наших школах плохо учили математике, физике и другим дисциплинам? Почему тогда учащиеся наших школ были более развитыми – это общеизвестные факты, – чем, скажем, американские школьники? Разве не наша система образования, в том числе школьная, дала старт ученым с мировым именем? А в освоении космоса мы вообще были впереди планеты всей.
Другое дело, что нужно оснастить наши учебные заведения современным техническим оборудованием, в том числе компьютерами. Это для нас актуально. Нужно подумать и о разумном сокращении учебных программ (нельзя объять необъятное), оставив только базовые темы, и совершенствовать методику преподавания отдельных предметов, особенно английского и татарского языков. Вы задавались когда-либо вопросом: как двух-, трехлетние малыши умудряются выучить язык, не имея представления о падежах, спряжениях, о главных и второстепенных членах предложения?.. Живое общение на жизненно важную тему заменяет зубрежку правил и текстов, далеких от детского восприятия. Теорию языка и культуру речи разумно прививать в более старших классах, когда уже создана какая-то языковая база.
Кто составляет учебные программы и пишет учебники? В основном, ученые. Но порой опытный учитель или коллектив учителей может сделать это более качественно и профессионально (особенно для начальных классов), чем человек с ученой степенью, никогда не работавший в школе.
И еще. Когда наконец учащихся четвертых классов перестанут называть пятиклассниками? Кого и во имя чего мы обманываем? Этот обман не так безобиден, как может казаться. Учителя, забывая, что перед ними вчерашние третьеклассники, начинают предъявлять им завышенные требования, не принимая в расчет особенности психологии именно этой возрастной группы. Тут недалеко и до нервных срывов.
Далее. Почему в Казани в школе №39 (с английским, а не математическим уклоном) во всех пятых классах (а не в одном экспериментальном с меньшей наполняемостью), не спрашивая согласия родителей, математику преподают по экспериментальному учебнику, написанному Ф.Петерсоном под руководством доктора физико-математических наук Г.Дорофеева, видимо, для особо одаренных детей? Учебник страшно перегружен, задания чрезвычайно трудны, почти не предусмотрено время для закрепления пройденного материала, поэтому учителя задают много на дом. После шести уроков в школе дети вынуждены сидеть по нескольку часов за учебниками еще дома, часто обращаясь за помощью к родителям, но и те редко могут им чем-то помочь. А ведь есть еще домашние задания по другим предметам! Учащимся четвертых классов фактически дается материал, который в других школах изучается только в шестых. Мне кажется, все школы должны работать по единым программам и учебникам. В противном случае как будет чувствовать себя ребенок, когда по каким-то причинам ему придется из одного учебного заведения перейти в другое?..
Перегрузки, хроническая усталость не могут не отразиться пагубно на здоровье детей, на их психике. У ребят пропадает охота учиться, они начинают испытывать чувство собственной неполноценности, страх получить двойку, отвращение к школе (известны на этой почве даже случаи детского суицида!).
И, наконец, не могу не задать такой вопрос: почему становится правилом нарушение нормы наполняемости классов? Почти везде в городских школах вместо 25-30 человек в классах сидят по 40-43! Как в таких условиях учителю осуществлять принцип индивидуального подхода?..
Не знаю, кто конкретно должен отвечать на эти вопросы. Но в итоге мы имеем плачевный результат. Гробим здоровье детей, изматываем нервы учителей, выжимая из них за мизерную зарплату все соки, внедряя в наших школах пресловутую “потогонную систему” капитализма. Думаю, нашему Министерству образования и институту усовершенствования учителей есть о чем подумать и над чем работать.
Нам нужно грамотное и здоровое поколение. Заботиться о формировании будущих граждан нашей республики обязано, по-моему, правительство в первую очередь.
Масгуда ЗАРИПОВА.
Заслуженный учитель школы Республики Татарстан.
P.S. Под последним письмом сделана приписка: “Очень надеюсь, что терпеливо прочтете мое письмо и найдете нужным напечатать, чтобы обратить внимание общественности и руководства республики на эти наболевшие вопросы. Я высказала не только свое мнение, а мнение очень многих учителей и родителей. Извините за некоторые помарки и исправления. Переписывать нет сил – мне 81 год”.
Проблемы, поднимаемые в письме учителя-ветерана, нам тоже показались актуальными и наболевшими, поэтому мы просим Минобразования РТ и управление образования Казани считать его официальным запросом. Редакция готова опубликовать присланные ответы.