“Когда не будет ни воров, ни замков…”

В этом году одно из ведущих предприятий республики – КМПО (в прошлом завод № 16) – будет отмечать свое семидесятилетие.

В этом году одно из ведущих предприятий республики – КМПО (в прошлом завод № 16) – будет отмечать свое семидесятилетие. В этой связи мне вспомнилась молодость, ведь моя рабочая биография начиналась на этом заводе.


Весной 1942 года я ушел добровольцем на фронт. В январе 1943 года в боях за прорыв блокады Ленинграда получил тяжелое ранение и после госпиталя, летом того же года, на костылях приехал в Казань и был направлен на завод № 16 контролером ОТК.


Устроили меня в Молодежном городке завода, за поселком Стандартным, довольно далеко от работы. Транспорта городского тогда не было, и я на своих перебитых ногах каждое утро добирался долго и с перерывами. В жилых бараках зимой было довольно холодно, и многие молодые рабочие оставались ночевать в горячих цехах.


В те поры директором завода был Макар Михайлович Лукин, генерал-майор, известный в отрасли руководитель, а парторгом ЦК (была такая должность) – Иван Николаевич Максимов, которого после войны назначили директором завода № 7 (ныне “Элекон”). Они ежедневно докладывали лично Сталину о количестве выпущенных за день авиационных моторов.


Работа была напряженная, фронт требовал от тружеников тыла напряжения всех духовных и физических сил. Поныне перед глазами картина: юные ребята по 14-15 лет, стоя на подставках (иначе не дотягивались до станка), по 12-14 часов работали над выполнением военного заказа. Наконец настал долгожданный День Победы. Трудно передать нашу радость! И митинг на заводе, и ликующий людской поток на улицах города, песни, пляски, объятия, слезы…


Вскоре после Победы на видных местах в цехах появились объявления о том, что при заводе открывается вечерний авиационный техникум. Молодежь активно стала подавать заявления. Тех, у кого за плечами была семилетка, принимали на первый курс, у кого больше – на второй, на третий. Хотя я окончил десять классов и имел право поступить сразу на третий курс, я подал заявление на первый, поскольку прошло уже четыре года, к тому же я учился в деревне, на татарском языке.


Подал я заявление и поехал в свой первый законный отпуск в родную деревню Лашманку, что в Черемшанском районе. А когда вернулся, узнал, что меня зачислили все-таки на третий курс. Несладко мне пришлось! Во-первых, я отстал, так как занятия начались сразу же после моего отъезда в отпуск. Во-вторых, надо было овладеть всей терминологией на русском языке. Короче, штудировал денно и нощно. А условия, надо сказать, были отнюдь не благоприятные. В комнате нас жило 23 человека. За уроки можно было приниматься только ночью, когда все уснут. Мы с моим земляком Асгатом Биккуловым делили одну тумбочку на двоих, по очереди стояли за хлебом, готовили картошку и упорно “грызли гранит науки”.Через три года мы вышли “на финишную прямую”. Но это далось огромным трудом. Из 45 зачисленных на третий курс к финишу добрались лишь восемь.


Никогда не забыть день защиты диплома – 17 марта 1948 года. Руководство завода организовало публичную защиту, чтобы привлечь молодежь к получению образования. Один из цехов переоборудовали под клуб, построили сцену, поставили скамейки. Народу собралось много. В комиссии – директор авиатехникума И.Косарев, директор завода А.Авраменко, парторг ЦК И.Максимов, руководители общественных организаций.


Первым вышел на сцену наш передовик – Володя Тарасов, за ним – моя очередь. Конечно, я очень волновался, ведь столько людей слушали меня, задавали множество вопросов. Парторг ЦК Максимов, например, спросил: “А почему в вашем проекте завода не закрываются бытовые помещения?” Я, не задумываясь, ответил: “Мой проект рассчитан на будущее, когда не будет ни воров, ни замков…” В зале раздались аплодисменты. Заслушав всех дипломников, комиссия удалилась на совещание и вскоре объявила результаты: всем восьми выпускникам была присвоена квалификация “техник-технолог”, а двое – Володя Тарасов и я получили “красные” дипломы – с отличием. Зал стоя приветствовал своих первых “доморощенных” авиатехников.


Через некоторое время по указанию директора завода мне, как отличнику учебы, вручили ордер на квартиру в одном из домов в поселке Урицкого. Туда я перевез из деревни своих братьев и сестер, оставшихся сиротами после гибели отца на фронте и смерти матери.


Володя Тарасов, Асгат Биккулов и я поступили в КАИ и через шесть лет стали авиаинженерами. Безусловно, своим примером мы открыли молодым рабочим дорогу к техническому образованию без отрыва от производства. Так, Андрей Трусов четырнадцатилетним пареньком пришел на завод в 1941 году. Следуя нашему примеру, через несколько лет окончил заводской техникум, за ним – КАИ, впоследствии работал начальником цеха, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Проработав на заводе 60 лет, вышел на пенсию. Ныне Андрей Алексеевич Трусов возглавляет совет ветеранов Авиастроительного района Казани.


Нагим МУХИБУЛЛИН.
Бывший председатель завкома,
член ЦК профсоюза авиационной и оборонной промышленности СССР.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще